Законодательные и контрольные полномочия палаты общин. Законодательная деятельность
Страница 5

История » Английский парламент » Законодательные и контрольные полномочия палаты общин. Законодательная деятельность

Предлагаемые правительством налоги воплощаются в заявлении о бюджете, с которым выступает в палате министр финансов. Заявление включает не только предложения о налогах, но дает общий обзор состояния национальной экономики. Содержание этого заявления держится в строжайшей тайне. После выступления министра финансов палата общин принимает резолюцию, санкционирующую налоги. Эта резолюция воплощается в Законе о финансах.

Дебаты по финансовому законодательству используются палатой для проведения дебатов по тем или иным вопросам правительственной политики. Право выбора предмета обсуждения в большинстве случае вместо инициаторов и оппонентов частного законопроекта выступают их представители.

Частный законопроект проходит первое и второе чтения. Наиболее существенная стадия - обсуждение в комитете палаты по частным законопроектам. Заседание комитета напоминает судебное заседание. Затем частный законопроект представляется палате и проходит те же стадии, что и публичный билль.

Делегированное законодательство. Парламент - верховное законодательное учреждение, и ни один орган не может законодательствовать без его уполномочия. Парламент вправе передать кому угодно любые свои полномочия, в том числе и законодательные, оставляя за собой лишь общий контроль за их осуществлением. Издаваемые правительством на основании законов постановления называются поэтому актами делегированного законодательства.

Контроль палаты общин над актами делегированного законодательства осуществляется на основании Закона об издаваемых на основании статутов постановлениях 1946 г. Уполномочивающий закон предусматривает, что акт делегированного законодательства должен быть представлен в парламент в соответствии с процедурой, установленной законом. Согласно закону, акты делегированного законодательства могут представляться в палату общин либо до вступления в силу, либо после вступления в силу, в зависимости от того, что предусмотрено в уполномочивающем законе.

В палате общин существует специальный комитет по делегированному законодательству, проверяющий те билли, которые были внесены в палату общин. Члены палаты участвуют также в работе объединенного комитета по проверке актов делегированного законодательства. Комитеты изучают постановления с точки зрения их соответствия закону, на основании которого они были изданы, и представляют палатам доклады о тех актах, которые считают заслуживающими внимания.

Контроль над правительством

Контроль над правительством - вторая главная функция палаты общин. Прежде чем рассмотреть различные формы парламентского контроля над правительством, остановимся вкратце на вопросе о роли палаты общин в формировании и реорганизации правительства.

Формально назначение премьер-министра - прерогатива королевы. Практически она должна остановиться свой выбор на лице, способном обеспечить поддержку большинства в палате общин. Обычно им становится лидер партии, победившей на парламентских выборах и имеющей большинство мест в палате общин.

В редких случаях, когда ни одна из партий не имеет абсолютного большинства в палате общин, глава государства может поручить сформировать правительство либо лидеру оппозиции, либо любому влиятельному политическому деятелю, способному обеспечить поддержку палаты общин (такая ситуация сложилась в 1974 г.). Что касается формирования правительства, то палата общин не принимает непосредственного участия в подборе кандидатур, не обсуждает, на какие посты кого назначить. Назначение и смещение министров - дискреционное право премьер-министра, ибо существует конституционное соглашение о том, что королева при осуществлении своей прерогативы назначать и смещать министров должна действовать по совету премьер-министра. Премьер-министр подбирает членов правительства из числа руководителей партии большинства. Членами правительства должны быть депутаты палаты общин или лорды. В основном это члены палаты общин и лишь несколько - члены палаты лордов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Общественно-политическая жизнь
Окончание войны возродило большие надежды в обществе. У людей возникли ожидания на изменения в политической жизни, так как многие уже начали задумываться над дальнейшей судьбой социализма. Основу “критической массы” составляли бывшие участники войны, интеллигенция, молодежь, говорившие о необходимости реформирования политической системы ...

Куликовская битва
Страшные бедствия принесло татаро-монгольское иго на русскую землю. Но во второй половине XIV в. начался распад Золотой орды, где фактическим правителем становится один из старших эмиров – Мамай. В то же время на Руси шел процесс образования сильного централизованного государства путем объединения русских земель под властью Московского ...

Катар во 2-й половине XIX в.: между Британией и Османской империей
Упорное нежелание катарских шейхов вступать в какие-либо отношения с Англией объясняется во многом тем влиянием, которым продолжали пользоваться в этой стране ваххабиты. Формальная зависимость от Порты давала возможность ссылаться при этом на международную правовую практику. В 1-й половине XIX в. Англия мирилась с таким положением дел: ...