Великая французская революция и Британия

История » Формирование европейской коалиции против Наполеона » Великая французская революция и Британия

Великая французская революция, развернувшаяся в 1789 г. и последовавшие за нею войны вызвали неоднозначную реакцию британской общественности, но Британия вплоть до 1793 г. соблюдала нейтралитет по отношению к Франции, с изумлением, трепетом и неким почтением наблюдая за той драмой, которая разворачивалась в ней. Большая часть общественности прогрессивных взглядов приветствовала падение самой старой и абсолютистской монархии Бурбонов и установление республики, которые казались им самим подтверждением торжества идей Джона Локка, английского философа конца XVII в., создавшего учение о естественных, вечных и неотъемлемых прав каждого человека на жизнь, свободу и собственность - это учение настаивало на обязанности любой формы государственности уважать и защищать эти права. В свое время идеями Локка руководствовались радикалы, начавшие войну за независимость Америки – и прогрессивная британская общественность от Эдмонда Берка до Фокса поддержали стремление американских колоний к независимости. Теперь те же французские революционеры выдвинули такие же идеи, вызвав восторг таких как Фокса, так и молодых поэтов Вордсворта, Кольриджа и Саути – единственным голосом, который поставил завоевания французских радикалов под вопрос, был тот же Эдмонд Берк, в том же 1789 г. написавший книгу «Размышления о французской революции», бывшей, по сути манифестом консерватизма и предостережением против самовольного разрушения установившегося строя общества – за свои взгляды Берк навлек на себя массу критики со стороны даже своих бывших союзников-вигов, среди которых был и Фокс. На другом полюсе находился Томас Пейн, чей труд «Права человека», утверждавший необходимость установления республики, союза с Францией и беспощадного налогообложения богатых, поставил его в ряды поборников радикального либерализма. Под влиянием идей французской революции в Англии появляются радикальные общества и организации, такие как Лондонское революционное общество, начавшее переписку с клубами во всех частях Франции, или Лондонское корреспондентское общество, основанное сапожником Томасом Харди, выдвигавшее программу всеобщего предоставления права голоса. Попытка европейских монархий в 1792 г. утопить революцию в крови, отчаянное оборона французского народа и неожиданный триумф новой Франции в битве при Вальми 20 сентября 1790 г. вызвали безоговорочное одобрение радикалов, хотя обеспеченная прослойка в большинстве была на стороне европейских монархий. Даже казнь Людовика XVI 21 января 1793 г. не остужает пыла радикалов, хотя приводит в ужас истеблишмент. Но во Франции вскоре начинается массовый якобинский террор, продолжавшийся до термидорианского переворота августа 1794 г: образуется Комитет общественного спасения, который в целях «спасения народа от врагов революции» арестовывает тысячи подозрительных, в число которых входили аристократия, сочувствующие им, или подозреваемые в сочувствии, и иностранцы. В новоиспеченной республике без устали начинает работать гильотина, уничтожая тысячи люде, и при этой новости даже многие восторженные поклонники нового строя пришли в ужас – гильотина подняла в стране такие же страсти, какие некогда вспыхивали при известии о ночи св. Варфоломея или отмене Нантского эдикта.

Италия в годы фашизма
В октябре 1922 г. итальянские фашисты получили часть исполнительной власти в лице премьер-министра Муссолини и нескольких министерских постов в коалиционном правительстве. С этого времени до 1926 г. происходила консолидация фашистского режима, состоявшая в постепенном овладении фашистами всей полнотой законодательной и исполнительной вл ...

История благотворительности
На Руси организованная благотворительность как общественная система помощи, появляется с принятием христианства, с основанием первых монастырей. Именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы. Пришедшие из Греции первые иноки принесли с собой не только врачебные знания, но и представление о врачевании как о подвижни ...

Государственные деятели. Скуратов-Бельский Григорий Лукьянович (Малюта) (? – 1573)
Прозвище Малюта значит «маленький», «низкорослый», а Скуратовыми звали либо его отца, либо деда, видимо у мужчин в этом роду была плохая кожа( «скурат» - «вытертая замша». Его имя стало символом средневековой жестокости. Этот человек выступает на равных с самыми знаменитыми злодеями. Михаил Булгаков говорил о нем: «Ни Гай Кесарь Калигул ...