Великая французская революция и Британия
Великая французская революция, развернувшаяся в 1789 г. и последовавшие за нею войны вызвали неоднозначную реакцию британской общественности, но Британия вплоть до 1793 г. соблюдала нейтралитет по отношению к Франции, с изумлением, трепетом и неким почтением наблюдая за той драмой, которая разворачивалась в ней. Большая часть общественности прогрессивных взглядов приветствовала падение самой старой и абсолютистской монархии Бурбонов и установление республики, которые казались им самим подтверждением торжества идей Джона Локка, английского философа конца XVII в., создавшего учение о естественных, вечных и неотъемлемых прав каждого человека на жизнь, свободу и собственность - это учение настаивало на обязанности любой формы государственности уважать и защищать эти права. В свое время идеями Локка руководствовались радикалы, начавшие войну за независимость Америки – и прогрессивная британская общественность от Эдмонда Берка до Фокса поддержали стремление американских колоний к независимости. Теперь те же французские революционеры выдвинули такие же идеи, вызвав восторг таких как Фокса, так и молодых поэтов Вордсворта, Кольриджа и Саути – единственным голосом, который поставил завоевания французских радикалов под вопрос, был тот же Эдмонд Берк, в том же 1789 г. написавший книгу «Размышления о французской революции», бывшей, по сути манифестом консерватизма и предостережением против самовольного разрушения установившегося строя общества – за свои взгляды Берк навлек на себя массу критики со стороны даже своих бывших союзников-вигов, среди которых был и Фокс. На другом полюсе находился Томас Пейн, чей труд «Права человека», утверждавший необходимость установления республики, союза с Францией и беспощадного налогообложения богатых, поставил его в ряды поборников радикального либерализма. Под влиянием идей французской революции в Англии появляются радикальные общества и организации, такие как Лондонское революционное общество, начавшее переписку с клубами во всех частях Франции, или Лондонское корреспондентское общество, основанное сапожником Томасом Харди, выдвигавшее программу всеобщего предоставления права голоса. Попытка европейских монархий в 1792 г. утопить революцию в крови, отчаянное оборона французского народа и неожиданный триумф новой Франции в битве при Вальми 20 сентября 1790 г. вызвали безоговорочное одобрение радикалов, хотя обеспеченная прослойка в большинстве была на стороне европейских монархий. Даже казнь Людовика XVI 21 января 1793 г. не остужает пыла радикалов, хотя приводит в ужас истеблишмент. Но во Франции вскоре начинается массовый якобинский террор, продолжавшийся до термидорианского переворота августа 1794 г: образуется Комитет общественного спасения, который в целях «спасения народа от врагов революции» арестовывает тысячи подозрительных, в число которых входили аристократия, сочувствующие им, или подозреваемые в сочувствии, и иностранцы. В новоиспеченной республике без устали начинает работать гильотина, уничтожая тысячи люде, и при этой новости даже многие восторженные поклонники нового строя пришли в ужас – гильотина подняла в стране такие же страсти, какие некогда вспыхивали при известии о ночи св. Варфоломея или отмене Нантского эдикта.
«Записки» княгини Е.Р. Дашковой, как источник истории
«Записки» Екатерины II незавершены, поэтому, чтоб дальше продолжить анализ политической истории XVIII века необходимо рассмотреть «Записки» Екатерины Романовны Дашковой. Они так же охватывают события дворцового переворота, воцарения Екатерины II и последующих событий, которые охватывают еще более полувека. «Записки княгини Дашковой особ ...
Внешняя политика
Гетманское государство активно вело переговоры с Финляндией, Данией, Турцией, Персией, Грецией, Румынией, Швейцарией, Испанией, Швецией, Ватиканом и другими странами. Германию гетман даже успел навестить с официальным визитом. «Антанта», ориентируюсь на восстановление единой и неделимой России, не признала Гетманскую державу. Большое зн ...
Календарные праздники и обряды
Один из самых распространенных и популярных календарных праздников — масленица («Хоть себя заложить, а масленицу проводить») — отмечалась в древности как начало Нового года по лунному календарю, в начале марта. В XVI в. церковь утвердила начало Нового года 1 сентября; но масленица так и осталась весной как праздник проводов зимы и встре ...