Особенности обучения истории в советской школе в 60-70-е гг.
Страница 6

История » Реализация традиций обучения истории 60-70-х гг. ХХ века в современной школе » Особенности обучения истории в советской школе в 60-70-е гг.

Ученица К. Угнетение высокоразвитой страны — Нидерландов — отсталой, феодальной Испанией должно было привести к восстанию в Нидерландах.

Ученица О. Только борьбой, революцией жители Нидерландов могли добиться независимости.

— Да, — говорит учительница. — Вот мы и приступаем к изучению вопроса о начале революции в Нидерландах.

Проблемная ситуация возникает в данном случае в ходе изложения новой темы, при этом учитель опирается на уже изученный учениками материал.

Во второй части урока говорится о событии, причины которого уже известны ученикам из предыдущего материала. Проблемная ситуация в этом случае возникает путем осознания возможного следствия, вызванного определенной причиной. Особенную ценность в данном случае приобретает и то, что учитель не сам указывает проблему, а в ходе беседы подводит к тому, чтобы учащиеся сами ее увидели. Осознание противоречия и возникающей проблемы помогло ученикам лучше понять характер нидерландской революции как вооруженной борьбы народа за свержение отжившего строя. В этом убедили ответы учеников.

Из журнальных материалов так же следует, что на уроках по истории СССР в 7 – 8 классах также применялись проблемные ситуации, возникающие на основе обнаружения противоречия в изучаемом явлении. Это порождало поиск соответствующих причин (Почему?).

Вот один такой пример из урока в VII классе на тему «Крестьянская война под предводительством Ивана Болотникова».

Каким образом дворяне оказались в рядах восставших крестьян под предводительством Болотникова? Какие цели они преследовали?

Первый вопрос направляет мысль учеников на раскрытие причины противоречий.

Второй вопрос помогает ученикам найти необходимое звено анализа ситуации для объяснения этого противоречия. Беседа развернулась так:

—Чего хотели восставшие крестьяне?

—Они хотели уничтожить феодальное угнетение.

—А какие цели были у примкнувших к Болотникову рязанских дворян? Могли ли они выступить против закрепощения крестьян? Почему же они примкнули к восстанию?

—Они хотели использовать восстание для борьбы против власти бояр, против правительства Шуйского.

—Чем же объясняется их измена?

—Они боялись победы крестьян, и. когда восставшие уже были под Москвой, рязанские дворяне изменили, пошли на соглашение с боярами, перешли на сторону царя Шуйского.

Учитель подводит к мысли, что противоречия между крестьянами и феодалами были сильнее, чем противоречия между феодальными группами бояр и дворян, и когда движение крестьян против крепостнического угнетения усилилось, тогда дворяне перешли на сторону бояр. Эта проблема возникает в ходе урока, а не в начале изложения.

Иногда проблему формулировали в заключительной части урока или при повторении материала, но можно ее поставить и в начале урока — продумать, слушая рассказ, и подготовить ответ.

Объяснив новый материал, учитель возвращается к вопросу, заданному при объявлении темы. Учащиеся хорошо справлялись с ответами.

Не смотря на положительные результаты, к которым приводило использование проблемных ситуаций на проблемном уроке, чаще всего использовался такой его элемент как проблемные или логические задания. Считалось, что, ставя логические задания перед учащимися, учитель дает им возможность использовать при выполнении задания, ранее приобретенные знания и умения, что является первой ступенькой на пути превращения знаний в убеждения.

Одним из наиболее простых видов логических заданий являлось задание на выявление главного, основного в изучаемом материале.

Например, объяснив в 5 классе тему «Занятие древних египтян», ставилось задание, определить какое занятие было главным. Постепенно задание на выделение главного усложнялось. В 6-7 классах ставилось задание выделить характерные признаки натурального хозяйства, капиталистической мануфактуры и др.

Наиболее распространенным видом логического задания было задание на установление причинно-следственных связей. В 5 классе перед учащимися ставилось задание – прослушать и дать ответы на вопросы: «Почему древнейшие люди не могли жить в одиночку? Почему возникла религия? Почему образовались классы?»

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Освобождение Москвы от польских интервентов в 1612 г.
21 сентября 1610 г. польские интервенты, воспользовавшись предательством бояр, захватили Москву. На борьбу с ними поднялись жители столицы, других городов России. Осенью 1611 г. по инициативе посадского старосты Нижнего Новгорода Кузьмы Минина было создано ополчение (20 тыс. человек). Его возглавили воевода князь Дмитрий Пожарский и Куз ...

Война с Третьей коалицией
18 мая 1804 Наполеон был провозглашен императором. Европа восприняла установление Империи как свидетельство новых агрессивных намерений Франции, и она не ошиблась. 17 марта 1805 Итальянская республика превратилась в королевство Италия; 26 мая Наполеон возложил на себя итальянскую корону; 4 июня он присоединил к Франции Лигурийскую респу ...

Реакция общественности и последствия
Советско-японские переговоры, происходившие в Москве, широко освещались в японской прессе, кино, по радио и телевидению. Не было ни одной мало-мальски крупной, центральной или префектурной газеты, которая не послала бы в Москву своих корреспондентов для освещения хода переговоров. В дни пребывания в Москве японской правительственной дел ...