Особенности обучения истории в советской школе в 60-70-е гг.
Страница 8

История » Реализация традиций обучения истории 60-70-х гг. ХХ века в современной школе » Особенности обучения истории в советской школе в 60-70-е гг.

Впервые учащиеся узнавали о письменных памятниках как источнике знаний об историческом прошлом в V классе, на материале древней истории.

Работу с документом рекомендовали начинать с правильного выбора самого документа и методов работы с ним. Привлекаемый документ должен был быть в полной мере доступным учащимся по содержанию, по форме изложения, по объему, а задачи, предложенные в ходе работы с документам, вполне посильными для учащихся данного возраста. www.musictext.net

Перед тем как отобранный документ предлагался учащимся он, в большинстве случаев, предварительно обрабатывался учителем. Во-первых учитель сокращал документ или делал из него самые необходимые выборки, так как документ в целом обычно не пригоден для классной работы и по объему и по содержанию. Из текста документа изымались те абзацы, объяснение которых в классе далеко уводило за рамки программы и времени, необходимого для изучения темы. В тексте оставлялись лишь те исторические термины, знание которых было предусмотрено содержанием школьного курса, остальные были опущены или заменены адекватными выражениями, понятными для учащихся; так, в тексте законов царя Хаммурапи термин «сын мужа» заменяли близким по смыслу термином «свободный человек».

Одной из распространенной формой работы с документом была постановка вопросов к тексту. Так, при изучении темы «Историческое значение первой русской революции» сначала учащиеся могли рассказать о декабрьском вооруженном восстании, а затем им было предложено ознакомиться с документом «Один из последних приказов штаба пресненских боевых дружин». После этого учащиеся давали подробные ответы на поставленные учителем вопросы, что помогло установить причину поражения декабрьского восстания[38].

Изучая тему о «I Интернационале и рабочем движении в России» учитель зачитывал отрывок из воспоминаний Василия Герасимовича о тяжелых условиях жизни рабочих:

«На работу нас поднимали в 4 утра. Я работал на прядильных машинах, мне приходилось стоять все время на одной ноге, что было утомительно. Этот адский труд продолжался до 8 часов вечера. На фабрике постоянно наказывали плетьми. В конторе стоял палач, который бил по приказанию начальников…

мы ходили грязные и оборванные. Летом еще кое-как перебивались с одеждой, но зимой нам было невыносимо холодно, так как одежда была у нас рваная, а полушубок не покрывал и колен, а между тем казарма, в которой мы жили, отстояла от фабрики почти на целую версту: вот тут-то и пробирал мороз».

После этого был поставлен вопрос: «В каких условиях жили и работали рабочие в дореволюционной России (на примере Кренгольмской мануфактуры)?»

Нередко документ использовался на уроке для составления по нему краткого рассказа. Так, по теме «Завоевание монголами Средней Азии, вторжение в Закавказье и Восточную Европу» восьмиклассникам зачитывался документ «Военное устройство монголов» и давалось задание охарактеризовать организацию монгольского войска[39]. Учащиеся подробно рассказывали об устройстве монгольского войска, его вооружении, а так же о мерах по поддержанию военной дисциплины монгольских полчищ.

Иногда для самостоятельного изучения документов отводились целые уроки. В основном на них изучали небольшие статьи классиков марксизма-ленинизма. Так, на отдельном уроке в X классе изучалась работа В.И. Ленина «О задачах пролетариата в данной революции». На каждой парте имелся один экземпляр ленинской работы. Под руководством учителя путем беседы разбирались Апрельские тезисы Ленина и составляли конспект по плану, предложенному учителем. Нередко практиковалось самостоятельное составление учащимися планов небольших по объему статей В.И. Ленина. Так, в X классе при изучении темы «Разгром белогвардейской армии Колчака и Деникина», рассказывая о мероприятиях Коммунистической партии и Советского правительства по разгрому Колчака, учащимся раздавался текст ленинского «Письма Петроградским рабочим» о помощи Восточному фронту от 10 апреля 1919 года и предлагалось прочесть и записать в тетрадях план этого письма[40].

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Политические идеи Гумбольдта
Одновременно со Шлейермахером, Гумбольдт сформулировал учение об индивидуальности. Он говорил: «Всякая человеческая индивидуальность есть коренящаяся в явлении идея. В некоторых случаях, это до того ярко бросается в глаза, точно идея лишь затем приняла форму индивида, чтобы в ней совершить свое откровение». Гумбольдт считал, что в индив ...

Особенности социально-экономического развития Индии в период независимости
Послевоенные экономические трудности, связанные с неурожайными годами, сокращением военного производства, дефицитом некоторых видов сырья и промышленных изделий, усугубились разделом страны на два доминиона. К Пакистану отошли сельскохозяйственные районы, дававшие 40% сбора хлопка, 85% джута, 40% пшеницы. В Индии сразу же очутилась нехв ...

Основные функции благотворительности
Функции благотворительности в обществе заключаются в следующем: - экономическая: обеспечение достойного существования тех граждан, которые в силу объективных особенностей и жизненных ситуаций не способны самостоятельно позаботиться о себе; - социальная: снятие социальной напряженности путем выравнивания уровня жизни, поддержки самых о ...