Особенности обучения истории в советской школе в 60-70-е гг.
Страница 5

История » Реализация традиций обучения истории 60-70-х гг. ХХ века в современной школе » Особенности обучения истории в советской школе в 60-70-е гг.

Таким образом, вся суть исследовательского принципа и всех форм и способов его применения сводилась к введению в процесс обучения атмосферы поисков, радости собственного открытия, радости напряженной творческой мысли[34].

В связи с перестройкой исторического образования, происходившего в начале 60-ых годов, главной целью изучения истории становилась активизация мышления учащихся в процессе обучения.

Задача научить школьников мыслить, самостоятельно приобретать новые знания, разжечь стремление и внутреннюю потребность к дальнейшему самообразованию, привить необходимые навыки работы со справочной, исторической литературой имела первостепенное значение и отвечала требованию закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования СССР». Именно такими умениями должен был обладать выпускник того времени, что бы быть полезным обществу в деле строительства коммунизма.

Для достижения активизации познавательной деятельности в школе активно внедрялся и использовался проблемный метод изложения материала. На страницах педагогических журналов появилось такое значительное количество публикаций, посвященных методике проведения проблемного урока, что это вызвало критику со стороны министра просвещения СССР М.А. Прокофьева: «В школьной практике последних лет наблюдается некоторое увлечение проблемным обучением, его вульгаризация. Ничего кроме отрицательных эмоций такая практика принести не может. Иногда забывается, что успех приходит лишь тогда, когда учитель умеет грамотно сочетает различные способы обучения, когда он умеет изложить знания, которые ученик должен понять и усвоить, пробудить желание учеников самостоятельно постичь их», говорил он выступая с докладом на одной из педагогических конференций[35].

Вместе с тем в школах был широко распространен проблемный урок, который включал в себя следующие элементы:

- проблемное изложение учителя, которое должно было вызывать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, направленную на раскрытие сущности явления;

- проблемную ситуацию, которая возникает, когда учащийся встречается с новыми чертами сложного, противоречивого явления или сложным раскрытием его сущности;

- не менее важным элементом являлись проблемные задания, которые учащимся предстояло решить. В литературе 60 - 70–х годов эти задания называются по-разному: познавательными, мыслительными, инструктивными, и т.д., но чаще всего их называли «логическими заданиями». Вместо «задание» иногда употребляется слово «задача». Логические задания выступали в виде вопроса, сформулированного учителем, или несовпадающих высказываний, документов и поручений учителя оценить их.

Учителя признавали, что наибольшую мыслительную активность вызывает у учащихся познавательная ситуация, когда в ней обнаруживаются противоречия. На страницах специальных журналов стали появляться разработки тех этапов уроков истории на которых применялись проблемные ситуации.

Например, на уроке о нидерландской буржуазной революции 16 века в VI классе учительница Шрамко (Немировская школа Винницкой области) так предложила провести актуализацию знания с помощью создания проблемной ситуации в начале урока.

Учитель. Какие новые общественные отношения развивались в Нидерландах?

Ученица 3. В Нидерландах развивались капиталистические отношения.

Учитель. А какой страной была тогда Испания?

Ученик К. Испания была феодальной, отсталой. В Испании было очень сильное влияние католической церкви.

Ученица В. Испанская феодальная держава потеряла морское первенство после разгрома «непобедимой армады» в 1588г.

Ученик А. Нидерланды — передовая страна, одна из самых богатых в

Западной Европе, не была самостоятельной, она была под владычеством отсталой феодальной Испании.

Учитель. Подумаем, к чему это могло привести.

Раскрытие этого противоречия в изучаемой ситуации действительно рождает проблему; у учащихся возникает потребность узнать, каковы же были последствия этой ситуации. К чему это могло привести?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Историки XIX века о славянских и варяжских племенах до призвания Рюрика. Славянские племена до образования государства.
Вопрос об уровне развития славянских племён до призвания варягов является весьма, если не сказать принципиально важным. Именно в нём заключается суть спора норманистов и антинорманистов. Дело в том, что уровень жизни в Древнерусском государстве, т.е. государстве, первым правителем которого был Рюрик, разногласий не вызывает. А вот на ур ...

Л.В. Канторович - экономист
Л.В. Канторович внес выдающийся вклад в экономическую науку. При оценке этого вклада следует иметь в виду, что Леонид Витальевич жил и работал в стране с централизованным планированием, видел преимущества и недостатки этой системы и стремился усовершенствовать именно ее. Сделанное им не потеряло значения после изменения экономического у ...

Распад СФРЮ (1989-1991)
В конце 1989 г. под воздействием событий в Восточной Европе и все более явственных кризисных явлений в самой стране, справиться с которыми традиционными средствами не удавалось, югославские власти решились провести выборы на многопартийной основе. В тех условиях противиться таким выборам было уже явным анахронизмом. Кроме того, они наде ...