Политическое развитие Республики Словения
Страница 1

История » Независимость новых югославских государств » Политическое развитие Республики Словения

Первые многопартийные выборы в Словении после долгих лет коммунистической монополии на власть состоялись в апреле 1990 г. На них убедительную победу (около 55% голосов) одержал блок оппозиционных партий - Демократическая оппозиция Словении (ДЕМОС), в который входили Словенский демократический союз, Социал-демократический союз Словении, Словенское христианско-социальное движение, Словенский крестьянский союз и партия "зеленых". В парламент также прошли Партия демократического обновления (бывшие коммунисты), Либерально-демократическая и Социалистическая партии. Все партии апеллировали исключительно к словенским национальным ценностям. Премьер-министром Словении стал деятель правого толка Лойзе Петерле от Словенского христианско-социального движения, а Председателем Президиума республики (президентом) - бывший коммунистический функционер, известный своими либеральными взглядами, сторонник выхода Словении из состава федерации Милан Кучан.

Словенское руководство последовательно проводило курс на обретение республикой полной самостоятельности. Новоизбранный парламент принял декларацию о суверенитете и независимости Словении, затем был проведен плебисцит, 88% участников которого заявили о желании выйти из федерации.25 июня 1991 г. парламент провозгласил независимость Словении. Одновременно руководство республики приказало своим вооруженным формированиям занять таможенные и погранично-пропускные пункты, а также обозначить собственными пограничными знаками и флагами Словении ее границы с Италией, Австрией и Венгрией.

На следующий день правительство Югославии признало эти действия незаконными и приказало частям Югославской народной армии взять ситуацию в Словении под контроль. Однако эта акция федеральных властей потерпела неудачу. Руководство Словении сумело мобилизовать 35 тыс. добровольцев и силы т. н. "территориальной обороны". В длившихся 10 дней вооруженных столкновениях погибло несколько словенских ополченцев и десятки военнослужащих ЮНА, сотни были ранены. Армия не сумела решить поставленную перед ней задачу. В конфликт вмешалось Европейское сообщество, делегация которого сумела организовать переговоры конфликтующих сторон.3 июля было заключено перемирие. Словенцы обязались на три месяца отложить реализацию декларации о независимости, а федеральные власти обязались вывести свои войска с территории республики, что они и сделали 29 июля. Это открывало руководству Словении возможность проводить полностью самостоятельную политику. В октябре 1991 г. оно установило контроль над границами и ввело национальную валюту, в декабре была принята новая конституция. В январе 1992 г. независимость Словении была признана государствами Европейского сообщества (после подписания в 1992 г. Маастрихтского договора оно стало называться Европейским союзом), а затем и другими странами.

На момент обретения словенским народом независимости население страны, площадью 20 273 тыс. км. кв., насчитывало 1 976 тыс. человек. Среди государств, возникших на территории бывшей Югославии, она была наиболее однородной по этническому составу: около 90% населения составляли словенцы, исповедующие католицизм. Во многом именно моноэтничность и моноконфессиональность предопределили почти бескровный выход республики из состава СФРЮ.

Согласно конституции 1991 г., Словения - парламентская республика. Парламент состоит из двух палат: государственного собрания и государственного совета. Они различаются компетенциями и сроком полномочий. Законодательным органом является государственное собрание в составе 90 депутатов, избираемых от политических партий в ходе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании сроком на 4 года. По одному мандату зарезервировано для представителей итальянского и венгерского национальных меньшинств. Государственное собрание формирует правительство и контролирует его деятельность, принимает законы.

Государственный совет состоит из 40 депутатов, избираемых на 5 лет. В его обязанности входит выражение социальных, экономических, профессиональных и локальных интересов всех членов словенского общества без различия политической или национальной принадлежности. В нем заседают 4 представителя от работодателей, 4 - от наемных работников, 4 - от крестьян, ремесленников и лиц свободных профессий, 6 - от нехозяйственной сферы. Эти 18 депутатов избираются путем многоступенчатых выборов.22 депутата, представляющие местные интересы, избираются путем прямых, всеобщих выборов.

Страницы: 1 2 3

Приобретение великокняжеского стола.
Пользуясь своими средствами и расчетливой фамильной политикой, московские князья в 14 в. постепенно сами выступали из положения бесправных удельных князей. Младшие, но богатые, эти князья предприняли смелую борьбу со старшими родичами за великокняжеский стол. Главными их соперниками были князья тверские, старшие их родичи. Действуя во и ...

Юрий Владимирович Андропов
В СССР с пониманием относились к тому, что вожди носили вместо фамилий партийные псевдонимы. Революция - дело конспиративное. Однако случай с Юрием Владимировичем Андроповым, типичным номенклатурным работником, на этом фоне уникален. Его официальная биография - это настоящая легенда профессионального разведчика. Обозревателю "Итого ...

Последствия завоевания ацтекского государства
После завоевания государства ацтеков Кортес не получил желаемого результата в виде неисчерпаемых богатств, но все же последствия покорения ацтеков были значительными. Испания получила огромную колонию в лице завоеванного государства – это увеличило территорию страны, численность подданных Испании. Также и государственная казна Испании ...