Политическое развитие Республики Словения
Страница 2

История » Независимость новых югославских государств » Политическое развитие Республики Словения

Право законодательной инициативы принадлежит правительству, депутатам обеих палат парламента и группам граждан, числом не менее 5 тыс. человек. Законы, включая конституцию, могут приниматься как парламентом, так и на общенациональном референдуме.

Глава государства - президент, избираемый в результате прямых, всеобщих выборов сроком на пять лет, не более двух раз подряд. Он является главнокомандующим Сил обороны Словении, назначает выборы в парламент, может распустить его досрочно, если государственное собрание не сможет сформировать правительство, а также имеет право издавать полномочные указы в том случае, когда законодательный орган не может собраться по не зависящим от него причинам (война, чрезвычайное положение).

На первых парламентских выборах в независимой Словении в декабре 1992 г. относительное большинство голосов получила Либерально-демократическая партия. Ее глава Янез Дрновшек возглавил коалиционное левоцентристское правительство. В прошлом финансист и дипломат, он показал себя мастером компромиссов при создании различных партийных коалиций. С небольшим перерывом в 2000 г., когда у власти находилась правоцентристская коалиция, Я. Дрновшек и президент страны М. Кучан сохраняли за собой главные государственные посты на протяжении всего первого десятилетия независимости Словении (М. Кучан был единственным республиканским лидером, встретившим распад Югославии в этом качестве и остававшимся в нем до начала XXI в. Его избрание в 1998 г. на третий срок стало возможным потому, что в 1990 г. Словения еще была в составе СФРЮ).

В конце 2002 г., в связи с тем, что М. Кучан согласно конституции уже не мог баллотироваться, новым президентом страны был избран Я. Дрновшек. Правительство возглавил член Либерально-демократической партии Антон Роп. На парламентских выборах в октябре 2004 г. относительное большинство голосов избирателей завоевала Словенская демократическая партия Янеза Янши, известного диссидента, организатора вооруженного отпора ЮНА в 1991 г. Либеральные демократы оказались вторыми. Правительство сформировал Я. Янша, сумевший заключить коалиционное соглашение с блоком "Новая Словения" - Христианско-народная партия, Словенской народной партией и Демократической партией пенсионеров.

Словения была наиболее развитой из всех республик СФРЮ. На ее долю приходилось 30% экспорта в конвертируемой валюте и 60% совокупного экспорта страны. После обретения независимости Словения добилась самых больших успехов в экономике среди постюгославских государств. Особенностью проводимых в стране реформ в годы правления левоцентристских кабинетов являлись их невысокие темпы. Правительство сознательно придерживалось именно такой стратегии, чтобы избежать социальной напряженности в обществе. И это полностью удавалось, все социальные конфликты в Словении имели отраслевой или локальный характер, ни один из крупных профсоюзных центров за все это время не организовывал общегосударственные акции протеста.

По уровню своего развития страна достигла уровня многих западноевропейских государств. В марте 2004 г. Всемирный банк признал Словению первой на бывшем постсоциалистическом пространстве Восточной Европы развитой страной.

Особенностью современной истории Словении является не только высокая стабильность внутреннего положения, что делает ее привлекательной и для туристов, и для зарубежных бизнесменов, но и отсутствие серьезных колебаний во внешней политике. С самого начала внешний курс был сориентирован на тесное сотрудничество с Западом. Усилия Любляны по обретению суверенитета были активно поддержаны государствами Европейского сообщества. Страна без проволочек была принята в ООН, а также в ряд других международных организаций, в том числе и региональных. Так, она присоединилась к Центральноевропейскому соглашению о свободной торговле (ЦЕССТ), Центральноевропейской инициативе (ЦЕИ), Пакту стабильности для Юго-Восточной Европы и др.

После обретения независимости словенские власти в числе первых на постсоциалистическом пространстве взяли курс на интеграцию в общеевропейские институты. Достичь этой цели было не так просто из-за позиции Италии, блокировавшей заключение соглашения об ассоциации Словении с Европейским союзом. Причиной этого была неурегулированная проблема компенсации за собственность, оставленную 350 тыс. итальянцами, вынужденными в послевоенные годы под давлением режима Тито покинуть Истрию и Далмацию и эмигрировать в Италию. Эту проблему с помощью Брюсселя удалось урегулировать только в 1996 г. В 2004 г. Словения первой из республик бывшей Югославии вступила в НАТО и Европейский союз.

Страницы: 1 2 3

Военно-политический кризис в Чечне
Вершиной кризиса Федерации стали события в Чечне. В сентябре 1991 г. исполком «Общенационального конгресса чеченского народа» во главе с Дж. Дудаевым захватил власть в Грозном, объявив о создании Чеченской Республики. 1 ноября 1991 г. Дж. Дудаев провозгласил государственную независимость Чеченской Республики. В 1992—1994 гг. из месяца в ...

Война в тылу врага
Всенародная борьба советских людей в тылу врага представляла собой составную часть Великой Отечественной войны нашего народа в защиту Отечества, являлась одним из важных факторов Великой Победы и оказала огромную помощь Красной Армии в вооруженной борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Основные задачи по развертыванию борьбы в тылу ...

Основные функции благотворительности
Функции благотворительности в обществе заключаются в следующем: - экономическая: обеспечение достойного существования тех граждан, которые в силу объективных особенностей и жизненных ситуаций не способны самостоятельно позаботиться о себе; - социальная: снятие социальной напряженности путем выравнивания уровня жизни, поддержки самых о ...