Истоки и начало реформ
Страница 1

Военные реформы Петра І » Истоки и начало реформ

Важным шагом к созданию регулярной армии Петра I явилась организация потешных полков. Из кремлевской Оружейной палаты в Преображенское к Петру таскали разные военные вещи – оружие, знамена, порох, свинец. Кремлевский арсенал постепенно перекочевал в Преображенское.

По старому обычаю, когда царевичу исполнилось 5 лет, к нему из придворной знати назначили в слуги, в стольники и в спальники «породистых сверстников». Петр, увлекшись военными делами, начал верстать в свою службу молодежь из спальников, дворовых конюхов, сокольников и кречетников. Из них в ноябре 1683 года были созданы 2 роты (всего около 50 человек), которые путем набора всех «вольноохочих» (как из дворян, так и из холопов) выросли в 2 батальона, по 300 человек в каждом. При этом надо заметить, что все они действительно служили и за свою потешную службу получали жалование, как настоящие служилые люди.

Постепенно игра все больше приближается к реальности: потешные были одеты в солдатские мундиры западного образца, получили полное настоящее солдатское вооружение; были назначены штаб-офицеры, обер-офицеры и унтер-офицеры; в рощах Преображенского постоянно шла тяжелая солдатская выучка.

Чтобы приучить солдат к осаде и штурму крепостей, в 1685 году на реке Яуза была построена «потешная крепость» - «городок Плесбурх» (или Пресбурх). Крепость осаждали с мортирами и всеми приемами военного осадного искусства. Здесь уже Петр не мог обойтись своими скудными знаниями – и начинается тесное знакомство царевича с Немецкой слободой.

В 1684 году иноземный мастер Зоммер показал Петру гранатную стрельбу.

В 1687 году князь Яков Долгорукий привез царевичу из Франции в подарок астролябию. Освоить ее сам 15-летний Петр не мог, пришлось звать «знающего человека» - голландца Франца Тиммермана. Он оказался человеком высокообразованным и смог обучить Петра арифметике, геометрии, артиллерии и фортификации. После этого Петр был окончательно покорен западной культурой и уже к началу 1690-х годов среди потешных почти все офицерские должности заняли иноземцы (но главным командиром обоих потешных полков был поставлен русский – Автомон Михайлович Головин, комнатный стольник Петра)

В 1691 году из потешных отрядов формируется 2 полка – Преображенский и Семеновский. Значение этих полков для будущей петровской регулярной армии огромно: через эти полки пройдут почти все будущие высшие офицеры и сановники. Эти полки станут настоящей кузницей офицерских кадров русской армии.

Дополнительно были созданы еще 2 выборных московских полка – Бутырский (командир - Гордон) и Лефортовский (командир – Лефорт).

Постепенно командование всеми вооруженными силами сосредоточилось в Преображенском приказе – «избе». Большое внимание уделялось одиночной подготовке, особенно стрельбе в цель и действиям гренадеров, которые впервые были введены в количестве одной роты в полку Гордона. После обучения отельных полков переходили к обучению совместным действиям пехоты, конницы и артиллерии. Завершались такие занятия ежегодными маневрами. Самые большие маневры прошли в 1691, 1692 и 1694 гг.

Маневры 1691 года ставили главной задачей научить совместным действиям пехоту и конницу. Эти маневры были двухсторонними: на одной стороне - 4 выборных полка, а на другой – стрельцы и дворянское ополчение. В ходе «сражения» победило войско нового строя.

Маневры 1692 года велись с целью обучить пехоту действиям на судах. Но Переяславское озеро, где шли маневры, было очень тесным даже для речного флота (размеры озера всего 8 x 6 верст). Поэтому Петр пришел к необходимости строить морской флот – на Белом море. С этой целью царь в 1693-1694 гг. посещает Архангельск, единственный крупный порт России. В Архангельске Петр I впервые увидел большие, настоящие морские купеческие иностранные суда и понял, как много теряет Россия без развитой морской торговли. Петр немедленно приказал архангельскому воеводе Федору Матвеевичу Апраксину построить возле города, на Соломбальском острове, судостроительную верфь. На этой верфи заложили первый 44-пушечный корабль.

Вернувшись из Архангельска, осенью 1694 года Петр проводит грандиозные маневры под Москвой возле села Кожухово. В излучине Москва-реки построили пятиугольный ретраншемент (укрепленный лагерь), укрепили его валом в 5 аршин высоты и рвом в 4 аршины глубины. Маневры продолжались 3 недели. В итоге «царь Федор Плешбурской» (Ромодановский) разбил «царя Ивана Семеновского» (Бутурлин). Бои шли безо всяких условностей: «убито с 24 персоны пыжами и иными случаями и ранено с 50» свидетельствовал князь Куракин. В маневрах участвовало до 30.000 человек.

Первый азовский поход Петра состоялся уже в 1695 году. Весной 31-тысячное регулярное московское войско с 201 орудием, с запасом пороха в 30.000 пудов и 32.700 гранатами, ядер и бомб, начало поход. В конце июня осадили Азов. Однако армия сильно страдала от недостатка провианта, в то время как 6-тысячный гарнизон Азова получал поддержку с моря. Поместная конница шла на пункты сбора неохотно, тащила за собой огромные обозы (хотя, может быть, именно эти обозы помогли избежать голода). При атаках она не могла выдерживать строй и порядок, сильно напоминая татарскую орду. Еще больше русская армия страдала от «многовластия»: в поход армия вышла будучи разделенной на 4 отряда. У каждого отряда – свой высший командир: Алексей Шеин, Патрик Гордон, Франц Лефорт и Артамон Головин. Сам же Петр I числился только капитаном бомбардирской роты Преображенского полка в отряде Головина. Под Азовом русская армия простояла до осени, захватив лишь 2 каланчи (их построили турки на Дону в 6 верстах от Азова с целью не дать русским судам подвозить припасы для армии). Петр отступил.

Страницы: 1 2

Берли́нский университе́т имени В. Гумбольдта
Берли́нский университе́т имени В. Гумбольдта (Университет Гумбольдта) (нем. Humboldt-Universitaet zu Berlin, лат. Universitas Humboldtiana Berolinensis), государственный университет в Германии, старейший в Берлине. Основное здание находится в центре Берлина, на Унтер-ден-Линден. В университете обучается около 37 тыс студентов ...

Рекомендации по применению методического опыта 60-70-х гг.на уроках истории в современной школе
Данная глава посвящена разработке и оценке возможности проведения учебного занятия в современных условиях с учетом богатого опыта в области методики преподавания истории учителей, работавших в 60-70-ых годах. В частности знаниях о формах и методах проведения урока, использования различных средств и приемов для активизации познавательной ...

Подготовка к полету
4 октября 1957 года с космодрома Байконур был выведен на околоземную орбиту ракетой-носителем Р-7 первый в мире искусственный спутник Земли. За этим знаменательным событием последовали полеты других космических аппаратов, задачей которых было показать реальность проведения исследований в околоземном пространстве, а также планет Солнечно ...