Л.А. Тихомиров – ведущий теоретик русского консерватизма начала XX века
Страница 5

История » Общественно-политические взгляды Л.А. Тихомирова (конец 1880-х – 1910-е годы) »  Л.А. Тихомиров – ведущий теоретик русского консерватизма начала XX века

Заканчивая эту тему, следует подчеркнуть, что злом, хотя и неизбежным является, по Тихомирову, само существование управительной власти. Ибо при представительстве верховной власти, будет всегда, объективно, в силу косности материи возникать искажение первоначального волевого импульса Оригинальность Тихомирова как мыслителя в том, что он попытался синтезировать религиозное и юридически-правовое обоснование «монархической государственности», не стремясь при этом к чисто механическому повторению идей консервативных идеологов, и привлекая для подтверждения своих мыслей примеры из различных работ, начиная от трудов Платона и Аристотеля, и заканчивая разработками славянофилов, К.Н. Леонтьева, М.Н. Каткова, Б.Н. Чичерина, С.Ф. Шарапова и других. Но не это здесь главное - исследование монархического принципа, принципа власти выводит Тихомирова на тему Апокалипсиса, великой книги о крушении и замещении Царств, вплоть до последнего очищения принципа власти, как единой, непреходящей, священной .

А углубление в историю русской монархии выводит на вечный русский вопрос – в чём причина нашего существенного отличия развития России от других стран. Тихомиров делает самый неутешительный вывод о том, что ученический, постпетровский период закончился и Россия в положении худшем, чем до Петра, потому что тогда она успокоилась на двести лет в крепостном праве и просвещении правящего слоя, а теперь тот же вопрос «и тьма над бездной» Тихомиров не строит своей концепции, не предлагает своей утопии. Его всегда обвиняли в обратном, в эклектизме. А он был апологетом реальности. Выход Тихомиров видит в следующем: «С умиротворения души начнется оздоровление социального мира»[33].

Л. А. Тихомиров стал первым русским мыслителем, разработавшим учение о русской государственности, о ее сущности и условиях ее действия. Он первым серьезно занялся изучением такого государственного феномена, каким было русское самодержавие. Государство - естественный союз нации. «Единственное учреждение, -говорит исследователь, - способное совместить и свободу, и порядок - есть государство»[34].Одним из характернейших и основных свойств человека является его стремление к взаимоотношениям с другими людьми. Общественность человека - такой же его инстинкт, как н инстинкт борьбы за свое существование. Оба они естественны, потому что исходят из самой природы человека. Государство же является высшей формой общественности. Общественность эволюционирует от союзов семейных и родовых к союзам сословным, а с развитием человеческих потребностей и интересов дорастает до возникновения высшей силы, объединяющей все социальные группы общества в государство.

Исследование монархического принципа, принципа власти выводит Тихомирова на тему Апокалипсиса, великой книги о крушении и замещении Царств, вплоть до последнего очищения принципа власти, как единой, непреходящей, священной . А углубление в историю русской монархии выводит на вечные русские вопросы, так ясно заданные еще в XVII веке. Не является ли своеобразная «русская правда» апокалипсическим бегством от истории. В народе, еще так чутко чувствующем власть, которая для него либо понимает Тихомиров, — человека русской правды: если «у них» все совершеннее, а «у нас» все хуже, значит нужно учиться у народа.

Перед Тихомировым, человеком двух понятийных аппаратов, как его окрестили либералы, все больше и больше разверзается та бездна, которая отрывает революцию. Тихомиров не строит своей концепции, не предлагает своей утопии. Его всегда обвиняли в обратном, в эклектизме, а он был апологетом реально происходящего.

После революции 1905 года к нему приходит окончательное убеждение в неотвратимости самой радикальной революции. И . признание в правых кругах. Его приглашают с лекциями, чествуют в монархических собраниях, в которых он, однако, выглядит не слишком партийно.

Выбор принципа Верховной Власти зависит от нравственно-психологического состояния нации, от тех идеалов, которые сформировали мировоззрение нации. Если «в нации жив и силен некоторый всеобъемлющий идеал нравственности, - развивает далее свою мысль Л. А. Тихомиров, - всех во всем приводящий к готовности добровольного себе подчинения, то появляется монархия, ибо при этом для верховного господства нравственного идеала не требуется действие силы физической (демократической), не требуется искание и истолкование этого идеала (аристократия), а нужно только наилучшее постоянное выражение его, к чему способнее всего отдельная личность как существо нравственно разумное, и эта личность должна лишь быть поставлена в полную независимость от всяких внешних влияний, способных нарушить равновесие ее суждения с чисто идеальной точки зрения" ("Монархическая государственность»[35].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Русско-вайнахские связи в 40-50-е годы XVIII в.
Параллельно с ростом политических связей вайнахов с Россией росли и торгово-экономические отношения. Царская администрация первое время поощряла приезд горцев в Кизлярскую крепость, которая быстро стала политическим и экономическим центром Северного Кавказа. Здесь же находилась и многочисленная Окоцкая слобода, где жили потомки выходцев ...

Земские сборы и повинности
Земства состояли из уездных и губернских управ, находились под губернаторским контролем, решали местные вопросы, не имея политических прав. Земские собрания состояли из гласных, собиравшихся ежегодно под руководством предводителя дворянства. 12 июня 1890 г. установлена бюрократическая опека над земствами. Содержались земства за счёт зем ...

Государственная власть в средневековье
В данной главе рассматривается эволюция института управления государством в средние века, начиная с периода существования на территории современного Казахстана средневековых государственных объединений, включая период монгольских завоеваний, до периода образования и возвышения Казахского ханства. Следует отметить, что эволюция государст ...