Л.А. Тихомиров – ведущий теоретик русского консерватизма начала XX века
Страница 2

История » Общественно-политические взгляды Л.А. Тихомирова (конец 1880-х – 1910-е годы) »  Л.А. Тихомиров – ведущий теоретик русского консерватизма начала XX века

Основой теории Тихомирова явилась мысль о борьбе в человеческом мире двух мировоззрений: дуалистического и монистического. Дуалистическое мировоззрение признает существующим два бытия - Бытие Божие и сотворенное Богом бытие тварное. Монистическое мировоззрение утверждает, в противоположность, единство всего существующего, проповедуя идею самосущной природы. На протяжении всей человеческой истории эти идеи ведут между собой непримиримую духовную борьбу, сами никогда не умирая, никогда не смешиваясь между собой, несмотря на многочисленные попытки сделать это. www.cultworld.ru

Книга «Религиозно-философские основы истории» Л. Тихомирова говорит не только о прошлом и настоящем периоде этой борьбы, но и дает анализ человеческой истории в ее последние эсхатологические времена. Уникальна книга Тихомирова еще и тем, что в ней впервые па русском языке человеческая история в полном объеме проанализирована с религиозной точки зрения. В философской работе Тихомирова показано логическое развитие в человеческих обществах религиозных движений, взаимная связь и преемственность религиозных идей разных времен, которые то исчезают с исторической сцены, то, надевая новые личины, появляются вновь. «Царство мира соделывается Царством Господа. Все созданное приходит к той гармонии, в которой было создано»[27]

В отличие от многих монархистов и церковных деятелей, Тихомиров не считал, что социалистическое общество представляет из себя абсолютное воплощение зла, а октябрьская революция знаменует воцарение Антихриста. Социализм и связанный с ним материализм были, по мнению Тихомирова, «пассивным» отступлением от Бога, а «для перехода к активному отступлению нужно, чтобы материализм сменился какой-либо формой нового мистицизма, при котором возможно появление «нового бога».

Прежде чем обратиться непосредственно к трактовке Тихомировым «последних дней» человечества, нужно отметить, что еще в своих публицистических статьях он неоднократно подчеркивал, что воплощение в жизнь социалистической идеи не принесет людям желаемой свободы, поскольку «после долгой резни все могут лишь прийти к заключению, что невозможно жить иначе, как создав какой-нибудь страшный центральный деспотизм, который грозным принуждением, карой и вечным надзором за всем и каждым заменил бы действие погибшей в людях нравственности, гуманности и сознания своего общественного долга»[28]. В отличие от многих монархистов и церковных деятелей, Тихомиров не считал, что социалистическое общество представляет из себя абсолютное воплощение зла, а октябрьская революция знаменует воцарение Антихриста.

Нужно отметить, что повесть «В последние дни» представляет не только чисто религиозное, но и художественное произведение, написанное с большим мастерством. В повести встречаются неожиданные моменты, напоминающие о революционном прошлом самого Тихомирова. Работы Л.А.Тихомирова «Религиозно-философские основы истории» и «В последние дни» значительно расширяют наши знания о6 этом человеке, показывая его не только в привычном качестве публициста, но и в образе глубоко самобытного религиозного мыслителя, знатока философии и богословия. Они свидетельствуют, что в последние годы жизни Тихомиров пытался осмыслить историю человечества не в контексте тех или иных политических симпатий и антипатий, а в контексте вневременных религиозных положений. Эти работы представляют собой попытку показать устройство мира с точки зрения религиозного человека, мнимость в мире тьмы и истинность света, в конечную победу которого Тихомиров верил до самых последних дней своей жизни.

Рассуждая о значении религии для развития современных государств Тихомиров писал что, потеряв Христа, Европа все свои религиозные стремления и представления о христианском идеале перенесло на общество. «XVIII веку принадлежит первая попытка гармонически слить эти стремления с чисто материальным содержанием жизни. Отсюда кажущаяся оригинальность его. На самом деле основные понятия, на которых XVIII век начал строить новое общество, все составляет отголосок христианства.»

По поручению Столыпина Тихомиров написал несколько записок по истории рабочего движения и отношений государства с рабочими. Л. А. Тихомиров писал также и записки по вероисповедной политике государства, по созыву Церковного Собора. Церковно-публицистическая деятельность Тихомирова была, в частности, одной из побуждающих причин подготовки церковной реформы Императором Николаем II. Государь, прочитав его работу «Запросы жизни и наше церковное управление» (1903), повелел Священному Синоду обсудить вопрос о созыве Церковного Собора. В 1906 году заседало Предсоборное Присутствие, в котором по Высочайшему повелению участвовал и Л. А. Тихомиров.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Кризис двоевластия 1992—1993 гг.
В 1992 г. в России сложилась обстановка нарастающего кризиса. Она стимулировала активность политиков, выступавших против курса Президента Б.Н. Ельцина. Сначала возникло несколько организаций, базировавшихся на коммунистической идеологии: Российская коммунистическая рабочая партия, Союз коммунистов РФ, Российская партия коммунистов. В ян ...

Международная реакция на события в Афганистане
Начало правления Б. Кармаля. Вечером 27 декабря на связь с находившимся на аэродроме в Баграме Б. Кармалем вышел Ю В Андропов. От себя и «лично» от Л.И. Брежнева он поздравил Б. Кармаля с победой «второго этапа революции» и назначением его Председателем Революционного совета ДРА. Кармаль сразу же распорядился перевезти его в столицу. В ...

Новое поражение Цинов и подписание Пекинских соглашений
Император приказал Цэнгэринчи снять охрану Бэйтана и особо укрепить Дагу. Он надеялся, что Англия и Франция подчинятся приказу о въезде в столицу через Бэйтан. В июле-августе 1860 года десятитысячная английская и шеститысячная французская армии осадили Дагу. Часть армии высадилась в Бэйтане и атаковала Дагу с тыла. В середине августа а ...