Приложение
Страница 1

Семинарское занятие

( Разработала Г.В. Клокова, учительница школы № 444 г. Москвы)

Разбор вопросов подтемы «Положение рабочего класса после реформы и рабочее движение в 70 – 80 г.г.»

Приступая к теме «Развития капитализма после реформы 1861 г» учитель предупредил учащихся о семинаре по данной подтеме. Почему была выбрана эта тема? Тема не очень трудна, хорошо обеспечена достаточно доступными документами и мемуарами, дает материал для углубления ряда понятий и выработке новых, очень важна в воспитательном, идейном плане.

Для обсуждения на семинаре были выдвинуты следующие вопросы (план учитель сообщил ученикам заранее) :

1. Источники формирования русского пролетариата после реформы 1861 г.; особенности этого процесса

2. Положение рабочего класса в России после реформы

3. Причина классовой борьбы пролетариата и формирования его революционных взглядов

4. Стачки 70-х г.г.; их отличительные черты

5. Первые рабочие организации; их программы.

6. Первые рабочие-революционеры.

7. Начало проникновения марксизма в Россию.

Не все вопросы, указанные в плане, должны были быть освящены докладчиками. Так вопросы 1 и 3 предполагали продумывание всем классом и обсуждение всеми учащимися только на основании материала объяснения предыдущих тем и чтения учебника. По остальным вопросам было выделено по 2 – 3 докладчика, которые использовали при подготовке следующую литературу: И.В.Бабушкин Воспоминания. М , 1955; В.Г. Герасимов. Жизнь русского рабочего полвека тому назад. М. 1959 г. А.П.Моисеенко. Воспоминания. М., 1924 г; Г.В. Плеханов. Русский рабочий в революционном движении. Сочинения. Т. 3. М., 1923. « Сборник рабочее движение в России в 19 веке». Т. 2. Ч. 1.М., 1952; Беверли-Флеровский. Положение рабочего класса в России. М., 1938; «Хрестоматия по истории СССР». Т. 3. Изд. 2 М.,1952; «Воспоминания о Марксе» М., 1956; А.С. Трофимов. Рабочее движение в России 1861 – 1894 г.г. М., 1957; Б.П. Козьмин. Русская секция 1 Интернационала. М., 1957; «Всемирная история» Т. VII. Гл. 9, парагр. 2.

Конечно, каждым из докладчиков использовался только один источник, кроме обязательного для всех знакомства с небольшим параграфом из «Всемирной истории». Так по 2 пункту плана один из участников готовил материалы по воспоминаниям Герасимова, другой – по Берви-Флеровскому, третий – по воспоминаниям Моисеенко. По 4 пункту плана один учащийся готовил материал по книге Плеханова, другой – по документам сборника о рабочем движении, третий – по отрывкам из «Хрестоматии». Такое распределение материала было и по другим пунктам плана. Такой принцип позволяет уменьшить нагрузку для каждого выступающего, охватить работой больше учеников, использовать разнообразный материал. В ходе изучения литературы учащимися учитель старался ограничить их небольшим объемом, так что указанная книга использовалась только частично ( не более 10 – 20 страниц). На семинаре совсем не обязательно выступление всех участников и содокладчиков, слово предоставлялось тем, чьи доклады лучше, а остальные выступают с краткими дополнениями.

Консультация докладчиков и проверка их планов, конспектов и текстов докладов шла в индивидуальном плане. Учитель помогает подобрать литературу, составлять планы сообщений, объясняет, как сделать выписки, как писать само сообщение и как его рассказать. Таких консультаций приходится проводить с каждым несколько, тогда можно быть спокойным за сообщение. Во время консультаций учитель старается показать, каждому на конкретных примерах, что значит составить план, или написать тезисы и составит конспект, как читать научную и мемуарную литературу, как использовать цитаты, цифры, факты, выводы, как пользоваться словарем, энциклопедией, библиографией. Эта работа трудоемка, но она всегда окупается, составляет именно реальную организацию познавательной деятельности учащихся при большом элементе самостоятельности учащихся. Именно в такой подготовке к семинару ученики приобретают некоторые исследовательские навыки. В начале семинара учитель предложил ученикам для обсуждения первый вопрос – «Источники формирования рабочего класса в России после реформы 1861 г.; Особенности этого процесса».

Постановка этого вопроса важна, так как она помогает связать материал экономики (развитие капитализма после реформы) с данными о формировании рабочего класса, с пониманием положения рабочего класса в России, его особенностей, а из этого проще понять особенности идеологии рабочего класса в начальный период рабочего движения, когда имело место значительное распространение народнических теорий. Первый вопрос подготовит почву для уяснения вопросов, связанных с распространением марксизма в России и борьбой за создание партии. Ученики активно включаются в обсуждение вопроса, сама постановка которого является своеобразным логическим заданием; вспомнить особенности реформы 1861г. и особенности развития капитализма, указывая на тесную связь первых рабочих кадров с деревней.

Страницы: 1 2 3 4

Реформы Александра I, деятельность Сперанского
Необычный характер Александра I особенно интересен потому, что он один из самых важных персонажей в истории XIX века. Вся его политика была достаточно четкой и продуманной. Наполеон считал его «изобретательным византийцем», северным Тальма, актёром, который способен играть любую заметную роль. Известно даже, что Александра I при дворе н ...

Отмена крепостного права (1861).
Таким образом, первые шаги на пути к крестьянской реформе. Отмена крепостного права затрагивала жизненные основы огромной страны. Александр II не решался взять ответственность всецело на себя. В конституционных государствах все крупные мероприятия сначала разрабатываются в соответствующих министерствах, потом обсуждаются в Совете минист ...

Суд присяжных – гелилея
Одним из органов афинской демократии был Суд присяжных – гелиея. Она была создана еще во времена Солона, на рубеже 7-6 вв. до н.э. Первоначально это был суд присяжных. Роль гелиеи в 5-4 вв. до н.э. возросла. Афинская гелиея избиралась в количестве 6 тыс. граждан, причем в ее состав могли быть избраны лица не моложе 30 лет, имеющие жизне ...