Приложение
Страница 2

По второму вопросу плана семинара – «положение рабочего класса после реформы» было заслушано два сообщения учащихся. Сообщения небольшие, примерно по 5 минут. Учащиеся приводили яркие конкретные факты, свидетельства самих рабочих, докладчики уделяли внимание не только материальному положению, но и формированию взглядов рабочих, их высказываний о том, как и почему они включились в рабочее движение. Доклады подготовили почву для активного обсуждения третьего вопроса – «Причины классовой борьбы пролетариата и формирование его революционных взглядов» отвечая на этот вопрос, учащиеся вспоминают известный им ранее материал учебника и докладов. www.mainedu.ru

В заключении учитель обобщает выступления учащихся и указывает на важнейшие причины.

По 4, 5, 6 вопросам плана были также заслушаны небольшие сообщения, в которых учащиеся используют не только мемуары, но и документы – листовки рабочих, программы рабочих союзов. В докладах было не только описание отдельных стачек, но выделены основные черты стачечного движения 70 – 80 гг, учащиеся рассказали не только биографии Халтурина, Алексеева, Моисеенко, но пытались воссоздать их образы.

Более сложным вопросом явился анализ программ первых рабочих союзов. Чтобы обеспечить более глубокое усвоение этого материала, был подготовлен раздаточный материал – отрывки из программы «Северного Союза русских рабочих» учащиеся на семинаре читали и анализировали этот документ по двум вопросам: 1 . Какие задачи ставил перед собой этот союз в области экономической и политической? 2. Какую оценку можно дать этой программе? Что свидетельствует о наличии в ней влияния идей народничества?

Постановка второго вопроса заставила учащихся глубже анализировать документ и дать ему оценку. Работа над документом позволила выяснить характерные черты рабочего движения в России в 70 – 80 г. Интересная дискуссия развернулась в ходе обсуждения докладов, когда учитель попросил учеников выделить и дать определение основным формам борьбы пролетариата. Учащиеся очень живо и заинтересованно пытались дать определение экономической, политической и идеологической формам борьбы, подкрепляя свои определения примерами из современности, из истории нового времени.

Логическим переходом от этой дискуссии было обсуждение поставленных учителем вопросов о стихийности и сознательности в рабочем движении: Что подразумевается под этими понятиями? Каким путем революционное сознание проникает в рабочее движение?

Завершая разбор этого важного вопроса, учитель объяснил учащимся известное положение Ленина: «…»стихийный элемент» представляет из себя, в сущности, не что иное, как зачаточную форму сознательности. И примитивные бунты выражали собой уже некоторое пробуждение сознательности: рабочие теряли исконную веру в незыблемость давящих их порядков, начинали … не скажу понимать, а чувствовать необходимость коллективного отпора, и решительно порывали с рабской покорностью перед начальством»

Естественным продолжением разбора вопроса о выработке революционного сознания послужили сообщения учащихся о начале проникновения марксизма в Россию, о связях Маркса с русскими революционерами, об участии русских революционеров в деятельности 1 Интернационала и Парижской Коммуны.

Семинар завершился общим выводом учителя о характере рабочего движения в России в 70 – 80 гг.

[1] Кравченко А.И. Культурология. М., 2003. С. 46.

[2] Вендровская Р.В. Обучение и воспитание: исторический аспект (60-е – начало 80-х гг.) // Советская педагогика. 1989.№8. С.108.

[3] Минкова А.Н. Повышение активности учащихся на уроках истории. М.,1963.; Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М.,1968.;За повышение эффективности уроков истории и обществознания. М.,1964.; Повышение эффективности преподавания истории. М., 1964.

[4] Кравцов В.Г. Очерки методики преподавания истории. М., 1961г.

[5] Лейбенгруб П.С. Дидактические требования к уроку истории. М.,1957.

[6]Вагин А.А., Сперанская Н.В. Основные вопросы преподавания истории в старших классах. М.,1959.;

Вагин А.А., Сперанская Н.В. Документальный материал на уроках истории. М.,1959.

[7] Вагин А.А. Подготовка учителя к уроку истории в VIII – X классах средней школы. М.,1953.; Типы уроков по истории.М.,1957; Методика преподавания истории в средней школе.М.,1968;

Страницы: 1 2 3 4

Реакция общественности и последствия
Советско-японские переговоры, происходившие в Москве, широко освещались в японской прессе, кино, по радио и телевидению. Не было ни одной мало-мальски крупной, центральной или префектурной газеты, которая не послала бы в Москву своих корреспондентов для освещения хода переговоров. В дни пребывания в Москве японской правительственной дел ...

Общее и особенное в развитии стран Ближнего Востока
История Древнего Востока ярко характеризует общие закономерности исторического процесса и те конкретные формы, в которых эти закономерности проявлялись в истории отдельных стран и народов. В целом история Древнего Востока – это история формирования и развития древнейших в мире цивилизаций. Основные центры древневосточных цивилизаций сл ...

Сражение у мыса Синоп в 1853 году
К 1853 году все события внутренней жизни России и ее международные отношения были вначале частично, а затем и целиком подчинены войне. Война велась на всех морских театрах, примыкавших к границам России, но главным ее фокусом был Крымский полуостров. Столкновение политических и экономических интересов Англии и России из-за ближневосточ ...