Приложение
Страница 2

По второму вопросу плана семинара – «положение рабочего класса после реформы» было заслушано два сообщения учащихся. Сообщения небольшие, примерно по 5 минут. Учащиеся приводили яркие конкретные факты, свидетельства самих рабочих, докладчики уделяли внимание не только материальному положению, но и формированию взглядов рабочих, их высказываний о том, как и почему они включились в рабочее движение. Доклады подготовили почву для активного обсуждения третьего вопроса – «Причины классовой борьбы пролетариата и формирование его революционных взглядов» отвечая на этот вопрос, учащиеся вспоминают известный им ранее материал учебника и докладов.

В заключении учитель обобщает выступления учащихся и указывает на важнейшие причины.

По 4, 5, 6 вопросам плана были также заслушаны небольшие сообщения, в которых учащиеся используют не только мемуары, но и документы – листовки рабочих, программы рабочих союзов. В докладах было не только описание отдельных стачек, но выделены основные черты стачечного движения 70 – 80 гг, учащиеся рассказали не только биографии Халтурина, Алексеева, Моисеенко, но пытались воссоздать их образы.

Более сложным вопросом явился анализ программ первых рабочих союзов. Чтобы обеспечить более глубокое усвоение этого материала, был подготовлен раздаточный материал – отрывки из программы «Северного Союза русских рабочих» учащиеся на семинаре читали и анализировали этот документ по двум вопросам: 1 . Какие задачи ставил перед собой этот союз в области экономической и политической? 2. Какую оценку можно дать этой программе? Что свидетельствует о наличии в ней влияния идей народничества?

Постановка второго вопроса заставила учащихся глубже анализировать документ и дать ему оценку. Работа над документом позволила выяснить характерные черты рабочего движения в России в 70 – 80 г. Интересная дискуссия развернулась в ходе обсуждения докладов, когда учитель попросил учеников выделить и дать определение основным формам борьбы пролетариата. Учащиеся очень живо и заинтересованно пытались дать определение экономической, политической и идеологической формам борьбы, подкрепляя свои определения примерами из современности, из истории нового времени.

Логическим переходом от этой дискуссии было обсуждение поставленных учителем вопросов о стихийности и сознательности в рабочем движении: Что подразумевается под этими понятиями? Каким путем революционное сознание проникает в рабочее движение?

Завершая разбор этого важного вопроса, учитель объяснил учащимся известное положение Ленина: «…»стихийный элемент» представляет из себя, в сущности, не что иное, как зачаточную форму сознательности. И примитивные бунты выражали собой уже некоторое пробуждение сознательности: рабочие теряли исконную веру в незыблемость давящих их порядков, начинали … не скажу понимать, а чувствовать необходимость коллективного отпора, и решительно порывали с рабской покорностью перед начальством»

Естественным продолжением разбора вопроса о выработке революционного сознания послужили сообщения учащихся о начале проникновения марксизма в Россию, о связях Маркса с русскими революционерами, об участии русских революционеров в деятельности 1 Интернационала и Парижской Коммуны.

Семинар завершился общим выводом учителя о характере рабочего движения в России в 70 – 80 гг.

[1] Кравченко А.И. Культурология. М., 2003. С. 46.

[2] Вендровская Р.В. Обучение и воспитание: исторический аспект (60-е – начало 80-х гг.) // Советская педагогика. 1989.№8. С.108.

[3] Минкова А.Н. Повышение активности учащихся на уроках истории. М.,1963.; Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М.,1968.;За повышение эффективности уроков истории и обществознания. М.,1964.; Повышение эффективности преподавания истории. М., 1964.

[4] Кравцов В.Г. Очерки методики преподавания истории. М., 1961г.

[5] Лейбенгруб П.С. Дидактические требования к уроку истории. М.,1957.

[6]Вагин А.А., Сперанская Н.В. Основные вопросы преподавания истории в старших классах. М.,1959.;

Вагин А.А., Сперанская Н.В. Документальный материал на уроках истории. М.,1959.

[7] Вагин А.А. Подготовка учителя к уроку истории в VIII – X классах средней школы. М.,1953.; Типы уроков по истории.М.,1957; Методика преподавания истории в средней школе.М.,1968;

Страницы: 1 2 3 4

Деятельность ИНК после завоевания независимости
В начале 1947 г. был опубликован проект нового устава Национального конгресса. Целью этого проекта было лишить всяких прав рядовых членов Конгресса и превратить Конгресс в «трехслойную» организацию с широкой массовой базой рядовых, бесправных членов и с узкой двухслойной группой так называемых полноправных или активных членов и «работни ...

Идеи Гумбольдта как историка и философа
Вильгельм Гумбольдт стремился конкретизировать и развивать философское учение Канта на материале общественной истории, но по ряду вопросов он отклонялся в сторону объективного идеализма. Гумбольдт считал, что история как наука в некотором смысле может совпадать с эстетикой, и выработал свою теорию исторического познания. Согласно ей, вс ...

Екатерина II – черты к портрету
Екатерина II Великая (Екатерина Алексеевна; при рождении София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская, род. 21 апреля (2 мая) 1729, Штеттин, Пруссия – ум. 6 (17) ноября 1796, Зимний дворец, Петербург) - императрица всероссийская (1762-1796). Период её правления часто считают золотым веком Российской империи. Родилась София Фредерика Авгу ...