ПриложениеСтраница 2
По второму вопросу плана семинара – «положение рабочего класса после реформы» было заслушано два сообщения учащихся. Сообщения небольшие, примерно по 5 минут. Учащиеся приводили яркие конкретные факты, свидетельства самих рабочих, докладчики уделяли внимание не только материальному положению, но и формированию взглядов рабочих, их высказываний о том, как и почему они включились в рабочее движение. Доклады подготовили почву для активного обсуждения третьего вопроса – «Причины классовой борьбы пролетариата и формирование его революционных взглядов» отвечая на этот вопрос, учащиеся вспоминают известный им ранее материал учебника и докладов.
В заключении учитель обобщает выступления учащихся и указывает на важнейшие причины.
По 4, 5, 6 вопросам плана были также заслушаны небольшие сообщения, в которых учащиеся используют не только мемуары, но и документы – листовки рабочих, программы рабочих союзов. В докладах было не только описание отдельных стачек, но выделены основные черты стачечного движения 70 – 80 гг, учащиеся рассказали не только биографии Халтурина, Алексеева, Моисеенко, но пытались воссоздать их образы.
Более сложным вопросом явился анализ программ первых рабочих союзов. Чтобы обеспечить более глубокое усвоение этого материала, был подготовлен раздаточный материал – отрывки из программы «Северного Союза русских рабочих» учащиеся на семинаре читали и анализировали этот документ по двум вопросам: 1 . Какие задачи ставил перед собой этот союз в области экономической и политической? 2. Какую оценку можно дать этой программе? Что свидетельствует о наличии в ней влияния идей народничества?
Постановка второго вопроса заставила учащихся глубже анализировать документ и дать ему оценку. Работа над документом позволила выяснить характерные черты рабочего движения в России в 70 – 80 г. Интересная дискуссия развернулась в ходе обсуждения докладов, когда учитель попросил учеников выделить и дать определение основным формам борьбы пролетариата. Учащиеся очень живо и заинтересованно пытались дать определение экономической, политической и идеологической формам борьбы, подкрепляя свои определения примерами из современности, из истории нового времени.
Логическим переходом от этой дискуссии было обсуждение поставленных учителем вопросов о стихийности и сознательности в рабочем движении: Что подразумевается под этими понятиями? Каким путем революционное сознание проникает в рабочее движение?
Завершая разбор этого важного вопроса, учитель объяснил учащимся известное положение Ленина: «…»стихийный элемент» представляет из себя, в сущности, не что иное, как зачаточную форму сознательности. И примитивные бунты выражали собой уже некоторое пробуждение сознательности: рабочие теряли исконную веру в незыблемость давящих их порядков, начинали … не скажу понимать, а чувствовать необходимость коллективного отпора, и решительно порывали с рабской покорностью перед начальством»
Естественным продолжением разбора вопроса о выработке революционного сознания послужили сообщения учащихся о начале проникновения марксизма в Россию, о связях Маркса с русскими революционерами, об участии русских революционеров в деятельности 1 Интернационала и Парижской Коммуны.
Семинар завершился общим выводом учителя о характере рабочего движения в России в 70 – 80 гг.
[1] Кравченко А.И. Культурология. М., 2003. С. 46.
[2] Вендровская Р.В. Обучение и воспитание: исторический аспект (60-е – начало 80-х гг.) // Советская педагогика. 1989.№8. С.108.
[3] Минкова А.Н. Повышение активности учащихся на уроках истории. М.,1963.; Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М.,1968.;За повышение эффективности уроков истории и обществознания. М.,1964.; Повышение эффективности преподавания истории. М., 1964.
[4] Кравцов В.Г. Очерки методики преподавания истории. М., 1961г.
[5] Лейбенгруб П.С. Дидактические требования к уроку истории. М.,1957.
[6]Вагин А.А., Сперанская Н.В. Основные вопросы преподавания истории в старших классах. М.,1959.;
Вагин А.А., Сперанская Н.В. Документальный материал на уроках истории. М.,1959.
[7] Вагин А.А. Подготовка учителя к уроку истории в VIII – X классах средней школы. М.,1953.; Типы уроков по истории.М.,1957; Методика преподавания истории в средней школе.М.,1968;
Установление британского господства на побережье Восточной Аравии в XVIII —1-й половине XIX в.
Значительно большее влияние на полуостров Катар и прибрежные территории оказывал Оман, к началу XVIII в. превратившийся в крупнейшую морскую державу юга Персидского залива. К 1720-м годам правители из оманской династии аль-Йариби подчинили себе всю Юго-Восточную и Восточную Аравию, включая Катар. До конца XVIII в. Оманский имамат с пере ...
Сирия и Ливан под властью турецких завоевателей
Стремясь создать себе опору в арабских странах, турки, как правило, сохраняли общественный строй, который был у покоренных народов в момент их завоевания. Земли и власть по-прежнему оставались в руках местных феодалов.
При завоевании Сирии турками часть эмиров Южного Ливана и Антиливана перешли на сторону победителя, помогли своим оруж ...
Приложение А. Понятийный словарь
Крепость, важный в воен. отношении укрепл. пункт (город), имевший постоян. гарнизон, вооружение и обеспеч. всем необходимым для ведения длит. борьбы в условиях осады. Древние К. в плане представляли собой многоугольник, по сторонам которого возводились стены с башнями (с 16-17 вв. бастионами), земляными валами и рвами.
Вал (воен) 1) пр ...
