Франция в послевоенной системе международных отношении. Алжирский кризис и приход к власти генерала де Голля
Страница 4

История » Франция после второй мировой войны. Четвертая республика » Франция в послевоенной системе международных отношении. Алжирский кризис и приход к власти генерала де Голля

В январе 1957 г. представитель французского правительства в Алжире передал власть генералу Массю, командующему парашютно-десантными подразделениями. Это означало признание неспособности решить конфликт политическими методами. Попытки нового правительства Ф. Гайара привлечь к урегулированию алжирской проблемы американскую дипломатию вызвали еще большее недовольство евроалжирцев. В их руководстве все большую роль играли выходцы из окружения генерала де Голля. Ж. Сустель, создавший «Союз борьбы за спасение и обновление французского Алжира», выступил вместе с генералом Массю инициатором путча алжирских ультра. 13 мая 1958 г. «Комитет общественного спасения» под их руководством объявил о принятии всей полноты власти в Алжире. В тот же день во Франции к власти пришло коалиционное правительство П. Пфлимлена. После скоротечных переговоров руководства республики с генералом де Голлем на рассмотрение Национальной Ассамблеи был вынесен вопрос о предоставлении бывшему лидеру нации особых полномочий по формированию «правительства национального спасения». 1 июня 1958 г. за это решение проголосовало 329 депутатов против 224 при 32 воздержавшихся.

Политическая философия голлизма. Конституционный строй Пятой республики Выступивший вновь в роли спасителя нации генерал де Голль предлагал не только решить алжирскую проблему, но и коренным образом изменить - государственную систему, порождавшую политическое безволие.

Придя к власти после долгих лет «принципиальной оппозиции», де Голль не повторил своих прошлых ошибок. Он опирался на массовую, хорошо организованную партию – в 1958 г. все сторонники голлистов объединились в Союз за новую республику (ЮНР). Личный авторитет подкреплялся емкой идеологической концепцией. Обновленный голлизм представлял собой целостную политическую философию, чрезвычайно специфическую и, одновременно, соответствующую национальным политическим традициям Франции. В единой доктрине сочетались дарственный практицизм и радикальный идеологический пафос, принципы этатизма и идеи народного суверенитета, консерватизм и социальный реформизм. Де Голль попытался предложить «третий путь», преодолевающий крайности коммунистической тоталитарной модели и англосаксонского варианта либеральной демократии. Ключевой идеей голлизма, объединяющей все векторы политики – от государственного строительства до экономического регулирования, стало «национальное величие» Франции. Голлистская идея «величия Франции» была далека от традиционного национализма, шовинистического представления о национальном превосходстве. Величие Франции для де Голля – это вполне реальный социальный принцип, а не абстрактная цель. «Только великие деяния способны избавить Францию от пагубных последствий индивидуализма, присущего ее народу, – писал де Голль. – Я думаю, что Франция, лишенная величия, перестает быть Францией». Франция воспринималась голлистами как нечто большее, чем страна, где живут миллионы французов. Франция для голлистов – это то, что объединяет поколения французов, живших в прошлом, и тех, кто будет называть себя французами в будущем. Франция – это вневременная реальность, обладающая собственными интересами, целями, жизнью, помимо интересов жизни отдельных французов. В этом отношении де Голль фактически принял бонапартистскую традицию государственной мысли с республиканской идеей Республики-Нации, восходящей к Руссо, Дантону, Клемансо.

Стать гарантом национальной независимости, единства, общественного порядка, справедливости может, по мысли де Голля, только сильное государство. «Сильное государство» – это не диктатура, а государство, стоящее над классами и частными интересами, защищающее только общенациональные интересы. Де Голль полагал, что сильное государство отнюдь не исключает больших прерогатив парламента и не заинтересовано в ликвидации многопартийности. Но партии как корпоративные институты по своей природе противостоят единому и сильному государству. В противовес «режиму партий» де Голль предлагал возродить подлинную демократию, основанную на суверенитете народа. Фундаментальные проблемы, подобные выбору формы конституционного устройства или главы государства, должны решаться непосредственным народным волеизъявлением – в ходе референдума''.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Позиции России Англии и Франции по вопросу о проливах
В декабре 1913 г. Сазонов сообщил царю: "Проливы в руках чужого государства означают подчинение всего юга России этому государству" [17, с.152]. Год спустя он снова заявил, что они являются "жизненным нервом во всей нашей экономической жизни" [17, с.152].П.Н. Милюков, глава кадетов - ведущей буржуазной партии, уверял ...

Реформирование стрелецкого войска
До взятия Азова петровские нововведения в армии не были всеобщими, не касались всей армии в целом. И только с 1698-1699 гг. непосредственно начинается всеобъемлющая полномасштабная военная реформа. Стрельцы участвовали в обоих петровских походах на Азов. В первом походе – 12 стрелецких полков, во втором – 13 полков. В походах стрельцы ...

Центральное и местное управление.
Вплоть до середины XVIв. на Руси существовали только два общегосударственных ведомства: Дворец и Казна. Во главе Дворца стоял дворецкий, в ведении которого находилось управление личными (дворцовыми) землями великого князя. Дворцовые земли вновь присоединенных княжеств управлялись Новгородским, Тверским, Дмитровским и другими дворцами. Т ...