Франция в послевоенной системе международных отношении. Алжирский кризис и
приход к власти генерала де ГолляСтраница 4
В январе 1957 г. представитель французского правительства в Алжире передал власть генералу Массю, командующему парашютно-десантными подразделениями. Это означало признание неспособности решить конфликт политическими методами. Попытки нового правительства Ф. Гайара привлечь к урегулированию алжирской проблемы американскую дипломатию вызвали еще большее недовольство евроалжирцев. В их руководстве все большую роль играли выходцы из окружения генерала де Голля. Ж. Сустель, создавший «Союз борьбы за спасение и обновление французского Алжира», выступил вместе с генералом Массю инициатором путча алжирских ультра. 13 мая 1958 г. «Комитет общественного спасения» под их руководством объявил о принятии всей полноты власти в Алжире. В тот же день во Франции к власти пришло коалиционное правительство П. Пфлимлена. После скоротечных переговоров руководства республики с генералом де Голлем на рассмотрение Национальной Ассамблеи был вынесен вопрос о предоставлении бывшему лидеру нации особых полномочий по формированию «правительства национального спасения». 1 июня 1958 г. за это решение проголосовало 329 депутатов против 224 при 32 воздержавшихся.
Политическая философия голлизма. Конституционный строй Пятой республики Выступивший вновь в роли спасителя нации генерал де Голль предлагал не только решить алжирскую проблему, но и коренным образом изменить - государственную систему, порождавшую политическое безволие.
Придя к власти после долгих лет «принципиальной оппозиции», де Голль не повторил своих прошлых ошибок. Он опирался на массовую, хорошо организованную партию – в 1958 г. все сторонники голлистов объединились в Союз за новую республику (ЮНР). Личный авторитет подкреплялся емкой идеологической концепцией. Обновленный голлизм представлял собой целостную политическую философию, чрезвычайно специфическую и, одновременно, соответствующую национальным политическим традициям Франции. В единой доктрине сочетались дарственный практицизм и радикальный идеологический пафос, принципы этатизма и идеи народного суверенитета, консерватизм и социальный реформизм. Де Голль попытался предложить «третий путь», преодолевающий крайности коммунистической тоталитарной модели и англосаксонского варианта либеральной демократии. Ключевой идеей голлизма, объединяющей все векторы политики – от государственного строительства до экономического регулирования, стало «национальное величие» Франции. Голлистская идея «величия Франции» была далека от традиционного национализма, шовинистического представления о национальном превосходстве. Величие Франции для де Голля – это вполне реальный социальный принцип, а не абстрактная цель. «Только великие деяния способны избавить Францию от пагубных последствий индивидуализма, присущего ее народу, – писал де Голль. – Я думаю, что Франция, лишенная величия, перестает быть Францией». Франция воспринималась голлистами как нечто большее, чем страна, где живут миллионы французов. Франция для голлистов – это то, что объединяет поколения французов, живших в прошлом, и тех, кто будет называть себя французами в будущем. Франция – это вневременная реальность, обладающая собственными интересами, целями, жизнью, помимо интересов жизни отдельных французов. В этом отношении де Голль фактически принял бонапартистскую традицию государственной мысли с республиканской идеей Республики-Нации, восходящей к Руссо, Дантону, Клемансо.
Стать гарантом национальной независимости, единства, общественного порядка, справедливости может, по мысли де Голля, только сильное государство. «Сильное государство» – это не диктатура, а государство, стоящее над классами и частными интересами, защищающее только общенациональные интересы. Де Голль полагал, что сильное государство отнюдь не исключает больших прерогатив парламента и не заинтересовано в ликвидации многопартийности. Но партии как корпоративные институты по своей природе противостоят единому и сильному государству. В противовес «режиму партий» де Голль предлагал возродить подлинную демократию, основанную на суверенитете народа. Фундаментальные проблемы, подобные выбору формы конституционного устройства или главы государства, должны решаться непосредственным народным волеизъявлением – в ходе референдума''.
Война - и в Африке война. Глазами очевидцев
В журнале «Азия и Африка сегодня» была опубликована статья А. Бовкало «Русские православные приходы в Африке». В эту статью включены выдержки из дневника настоятеля русской церкви св.Александра Невского в Александрии Алексия Дехтерёва. Он вёл дневник 1940-1942 годы, из выдержек которого, населению Египта, под боком которого шли военные ...
Коба - профессиональный революционер
Иосиф Джугашвили, принявший подпольный псевдоним Коба, активно включается в подпольное революционное движение. Выступает на митингах и демонстрациях (но не очень успешно), агитирует, работает в тайных типографиях - обычная жизнь подпольщика.
В 1903г. Российская социал-демократическая партия раскололась на большевиков (сторонников Ленин ...
Особенности социально-экономического развития Индии в период независимости
Послевоенные экономические трудности, связанные с неурожайными годами, сокращением военного производства, дефицитом некоторых видов сырья и промышленных изделий, усугубились разделом страны на два доминиона. К Пакистану отошли сельскохозяйственные районы, дававшие 40% сбора хлопка, 85% джута, 40% пшеницы. В Индии сразу же очутилась нехв ...
