Франция в послевоенной системе международных отношении. Алжирский кризис и приход к власти генерала де Голля
Страница 3

История » Франция после второй мировой войны. Четвертая республика » Франция в послевоенной системе международных отношении. Алжирский кризис и приход к власти генерала де Голля

19 августа 1945 г. руководителем вьетнамской повстанческой армии Хо Ши Мином было провозглашено создание независимого государства. Несмотря на подписание французским и вьетнамским правительствами договора о признании вьетнамской республики как независимого государства, входящего во Французский Союз, уже вскоре колониальная администрация поддержала образование марионеточной «республики Кохинхины». С ноября 1946 г. на территории Индокитая начались военные действия. Они растянулись на семь лет. Используя методы партизанской войны 10-тысячная вьетнамская армия противостояла 90-тысячному экспедиционному корпусу, В начале 50-х гг. на фоне корейского конфликта военные действия в Индокитае приобрели особую ожесточенность. Используя поддержку США, Франция довела численность своего контингента до 180 тыс. человек. Народная армия Вьетнама насчитывала уже более 100 тыс. бойцов.

После кратковременных успехов, достигнутых французской армией под командованием генерала де Латрома де Тассиньи в 1950– 1951 гг., инициатива перешла к вьетнамцам. Переломное значение имела многомесячная осада французского укрепрайона Дьенбьен-фу. Еще до ее завершения на Берлинском совещании министров иностранных дел Франции, Великобритании, США и СССР в январе–феврале 1954 г. было достигнуто соглашение о созыве в апреле 1954 г. в Женеве специального совещания по вопросу о восстановлении мира в Индокитае. После капитуляции гарнизона Дьенбьенфу 7 мая 1954 г. исход кампании и женевских переговоров был предрешен. Но лишь после прихода к власти правительства Менденс-Франса была поставлена последняя точка в истории семилетней «позорной войны», в ходе которой Франция потеряла убитыми, ранеными и пленными более 140 тыс. человек, 21 июля 1954 г. был заключен Женевский договор, согласно которому в Северном и Южном Вьетнаме образовывались суверенные государства с границей по 17-й параллели. Франция обязалась вывести вооруженные силы с территории Индокитая, но сохранила право осуществлять контроль над вооруженными силами Южного Вьетнама.

В начале 50-х гг. резко обострились отношения между Францией и протекторатами в Северной Африке – Тунисом и Марокко, входившими во Французский Союз на положении «присоединившихся государств». В октябре 1951 г. тунисское правительство выступило с требованием обеспечения полного суверенитета государства. Французская администрация ответила волной репрессий, направленных против активистов националистической партии Нео-ялур. Был арестован премьер-министр местного правительства, убит генеральный секретарь профсоюзов Туниса Хашед. Тунисе началась партизанская война. Столь же радикальный поворот приобрели события в Марокко. В декабре 1952 г. здесь была запрещена деятельность националистической партии Истйкляль Марокканской коммунистической партии. Французское правительство фактически поддержало низложение легитимного султана Мохаммеда бен Юсефа. В 1954 г. национально-освободительное движение начало шириться в Алжире, где был образован Фронт национального освобождения. В 1955 г. французский парламент дл вынужден ввести в Алжире чрезвычайное положение.

Приход к власти правительства Ги Молле существенно изменил ситуацию. В марте 1956 г. были заключены договоры о признании независимости Марокко и Туниса. Алжирская проблема была рачительно сложнее. В стране проживало более 1 млн евроалжирцев – особой социальной группы, сформировавшейся на протяжении предыдущих десятилетий на основе этнического, культурного, лингвистического синтеза выходцев из Франции и других европейских стран. Евроалжирцы считали себя подлинными хозяевами страны, а в массовом сознании французского общества Алжир вообще не ассоциировался с колонией. Еще с конца XIX в. он приобрел статус части национальной территории Франции. Развертывание национально-освободительного движения мусульманского населения вскоре приобрело характер гражданского конфликта, перерастающего в крупномасштабные военные действия. Даже правительство Ги Молле, стремящееся обеспечить правовой характер процесса деколонизации, было вынуждено заявить о необходимости сохранить военное присутствие в Алжире. Ги Молле видел выход из конфликта на путях осуществления избирательной реформы с уравниванием прав коренного и европейского населения. Но такой проект не устраивал обе стороны конфликта. Предоставление правительству Ги Молле чрезвычайных полномочий способствовало лишь эскалации кризиса. В Алжир было дополнительно (вправлено более 100 тыс. солдат и резервистов. Спустя три месяца, в июле 1956 г. тот же кабинет активно поддержал дипломатические демарши против египетского правительства, национализировавшего Суэцкий канал. Жесткий антиегипетский курс привел к участию Франции в суэцком военном конфликте в октябре 1956 г. Скандальный провал этой акции и новый виток обострения отношений с арабским миром способствовали еще большему обострению ситуации в Алжире.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8