Франция в послевоенной системе международных отношении. Алжирский кризис и приход к власти генерала де Голля
Страница 6

История » Франция после второй мировой войны. Четвертая республика » Франция в послевоенной системе международных отношении. Алжирский кризис и приход к власти генерала де Голля

Президент Пятой республики имеет право участвовать в законодательном процессе. Законы, принимаемые парламентом, требуют обязательного подписания. При этом президент имеет право отлагательного вето, даже может без контрасигнатуры выносить важные законопроекты на референдум. Президент имеет право распустить нижнюю палату парламента в любое время, за исключением первого года легислатуры и периода чрезвычайного положения. Президент утверждает состав двух важнейших государственных органов – Государственного совета, контролирующего деятельность правительства, и Конституционного совета, контролирующего избирательный процесс и конституционность законодательства. Политическую ответственность президент не несет и может быть судим лишь за государственную измену.

Законодательная компетенция французского парламента оказалась ограничена – конституция 1958 г. весьма детально характеризует сферу его полномочий, относя остальные вопросы так называемой «регламентарной власти» президента и главы правительства. Две палаты парламента – Сенат Национальное собрание – приобрели почти одинаковую компетенцию, что привело к появлению уникального казуса: законопроекты, по поводу которых мнение палат расходится, могут бесконечно переходить между ними. В таком случае решающее влияние на принятие закона приобретает правительство. Но политически положение Национального собрания весьма весомо. Обязательность голосования о вотуме доверия новому правительству приводит к тому, что на посту премьер-министра неизбежно оказывается представитель парламентского большинства. Именно премьер-министр, а не президент имеет, наряду с палатами парламента, право законодательной инициативы. Текст конституции не дает оснований для жесткого разграничения компетенции президента и премьер-министра в случае их разной политически ориентации. Этот пробел объясняется голлистской концепцией государственной власти, согласно которой и президент, и правительство призваны проводить «политику нации». По той же причине было введено принципиально новое конституционное положение о несовместимости правительственного поста с депутатским мандатом. Таким образом, конституция 1958 г. создавала систему «рационализированного» разделения властей взамен парламентскому первенству Третьей и Четвертой республик. Почти авторитарное преобладание президента являлось скорее политическим свойством этой конституционной системы и могло сохраняться лишь при существовании в обществе безусловно доминирующей политической силы. С точки зрения социального содержания конституция 1958 г. сохраняла значительную преемственность с предыдущей. В ее состав без изменений вошли «Декларация прав человека и гражданина» и Преамбула конституции 1946 г. Тем самым новая конституция подтвердила гарантии широкого круга экономических, политических, социальных и культурных прав граждан. Франция по-прежнему конституировалась как «неделимая, светская, демократическая и социальная республика». На смену Французскому Союзу учреждалось Французское Сообщество, включающее суверенные государства. Но в составе «территориальных коллективов» самой Франции выделялись категории заморских департаментов и заморских территорий. Эти образования, сформированные на основе бывших колоний, получили широкую автономию в области внутренней политики и административного устройства при сохранении за метрополией полномочий в области обороны и внешней политики.

Уже после принятия самой конституции 1958 г. правительство разработало дополнения к Избирательному кодексу. В соответствии с ними 577 депутатов Национального собрания избирались по мажоритарной системе в два тура в одномандатных округах (для победы во втором туре достаточно относительного большинства). В выигрыше от такой системы оказались крупные партии. Возможность составления объединенных списков, столь важная для участия в выборах небольших политических группировок в период Четвертой республики, была ликвидирована. Партии могли блокироваться лишь за счет снятия своих кандидатов при проведении второго тура в пользу союзников. Сенат в составе 305 сенаторов формировался на основе косвенных выборов по пропорциональной системе. Департаментские избирательные коллегии составляли избранные в данном департаменте депутаты, муниципальные и региональные советники.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Монгольская империя в 40—60-х годах XIII в.
При Чингис-хане аппарат управления Монгольским государством был весьма несложным. У него было некоторое количество уйгурских писцов, которые и обслуживали его личную переписку. В дальнейшем на службу к монгольским феодалам перешел ряд чиновников из Китая, главным образом из киданей и чжурчженей, принесших с собой многие навыки китайской ...

Земская, городская, судебная, военная реформы, реформы просвещения.
Земская и городская реформы. К крестьянской реформе Россия подошла с крайне отсталым и запущенным местным хозяйством. Крестьяне не знали элементарных правил гигиены. Народное образование находилось в зачаточном состоянии. Отдельные помещики, содержавшие для своих крестьян школы, закрыли их сразу же после отмены крепостного права. О прос ...

Курс на ускорение социально-экономического развития страны
В марте 1985 г. после смерти К.У. Черненко Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. В своем первом выступлении в должности генсека он по традиции пообещал продолжить курс предшественника. Но общество ожидало перемен. Давало знать негативное отношение к застойной практике последних лет. Горбачев унаследовал страну с огро ...