Формирование «курса Неру» во внутренней и внешней политике Индии
Страница 1

История » Становление индийской государственности в постколониальный период » Формирование «курса Неру» во внутренней и внешней политике Индии

Развитие народного хозяйства независимой Индии на путях государственного капитализма, проведение ряда экономических мер, направленных на ограничение позиций иностранного капитала и постепенное преобразование строя докапиталистических отношений в земледелии, – все это заложило основы экономической независимости страны. В течение первых трех пятилетних планов экономического развития осуществлялся курс на параллельное развитие государственного и частного секторов, что соответствовало концепции «смешанной экономики», провозглашенной Дж. Неру. Экономическая политика Национального конгресса 50-х-середины 60-х годов явилась важной составной частью внутри и внешнеполитического «курса Неру».

Всеобщие выборы 1951/52 годах закрепили определенный сдвиг влево на политической арене Индии и укрепили левые и центристские силы внутри правящей партии. В обстановке роста активности демократического крыла внутри Конгресса, а также массовых организаций трудящихся, находившихся под влиянием левых партий, Неру удалось провести ряд важных внутриполитических акций, направленных на дальнейшее развитие в стране основ буржуазной демократии. Поскольку становление современного буржуазного общества в Индии происходит в эпоху общего мирового движения к социализму, в условиях сохранения антиимпериалистических и антикапиталистических традиций национально-освободительного движения, здесь это нашло отражение в программе построения «общества социалистического образца». По инициативе Неру на съезде Конгресса в Авади такая формулировка была внесена в официальную программу Конгресса. На практике «конгрессистский социализм» не означал ни ликвидации частной собственности, ни основанной на ней системы эксплуатации. В то же время он содержал установку на преимущественное развитие государственного сектора, развитие различных форм государственного контроля и регулирование частного сектора, поддержку мелкого предпринимательства в различных сферах народного хозяйства, проведение антиимпериалистических и антифеодальных социально-экономических преобразований. Среди основных внутриполитических мероприятий, проведенных после принятия Конгрессом резолюции о построении «общества социалистического образца», было осуществление реформы административно-территориального деления Индии, направленной на смягчение остроты национального вопроса. Согласно Конституции Индии, было образовано 28 штатов, которые сгруппировались в три большие группы. В новом административно-политическом делении зафиксированы результаты ликвидации княжеств, однако новые штаты не отражали лингвистической карты Индии, не были построены на национальной основе, а, напротив, отражали административно-территориальное деление, сложившееся исторически в период английского господства в Индии. Борьба за решение национального вопроса все больше переплеталась с массовым движением, прежде всего с борьбой крестьян. Наиболее отчетливые формы этот процесс принял в Телингане и Андхре. Поэтому именно здесь центральное правительство пошло на уступки требованиям местных групп национальной буржуазии и широкой демократической общественности о создании административных национальных районов.

После кончины Рамалу по всей Андхре прошли массовые демонстрации, направленные против центрального правительства и правительства штата Мадрас. Это были крупнейшие в послевоенный период массовые выступления. Начались забастовки на крупных предприятиях. Все эти события подтолкнули центральное правительство к принятию 19 декабря 1952 года решения о создании штата Андхра. Однако лишь через год оно было осуществлено. Следующий этап в решении национальной проблемы наступил в 1953–1956 годы, когда произошел пересмотр административно-территориального деления Индии. В мае 1953 года Рабочий комитет Национального конгресса принял постановление о создании специальной правительственной комиссии для подготовки предложений о реорганизации штатов с учетом этнического состава населения. В декабре того же года была создана Комиссия по реорганизации штатов, которая в 1955 году опубликовала свой отчет. 31 августа 1956 года законопроект, подготовленный на основе отчета Комиссии, был утвержден парламентом, в сентябре были приняты соответствующие поправки к конституции страны, и с 1 ноября 1956 года новый закон об административно-территориальном делении Индии вошел в силу. Было создано 14 новых штатов и 6 территорий, управляемых центральным правительством. После того как была перекроена политическая карта Индии и созданы новые штаты, в центральном правительстве и руководстве Конгресса возникли опасения, что все вопросы, связанные с новым административным делением и созданием штатов на национальной основе, неизбежно приведут к развитию партикуляризма, к обострению противоречий и борьбе между различными национальными группами. Чтобы усилить центростремительные тенденции, было принято решение о создании пяти зон с зональными советами, в которые входят представители центрального правительства и правительств соответствующих штатов. Зональные советы занимаются вопросами координирования и планирования, программами экономического развития различных штатов, а также проблемами национальных меньшинств в штатах, разрешают пограничные опоры, вопросы, связанные с совместным использованием комплексных гидроэнергетических систем, транспортной сети

Страницы: 1 2 3 4 5

Революционное народничество
С возникновением первых народнических кружков в Кишинёве и других городах стали всё чаще появляться листовки, и прокламации и другая нелегальная литература. Важную роль в распространении народнических идей сыграли воскресные школы, читальни и библиотеки. По примеру Петербурга, Киева и других городов были открыты воскресные школы в Киши ...

Начало русского масонства. Понятие масонства
"Целью масонства, - читаем мы в статье о масонах в вышедшем в 1999 году справочном издании "Словарь религий народов современной России" под редакцией М.П.Мчедлова, - является достижение всем человечеством, независимо от расовой, национальной, духовной культуры, принципов свободы, равенства, братства, "царства истины ...

Результаты реформ X-XVI веков. Реформы Владимира I
Большая часть публикаций посвящена анализу реформаторских процессов, происходивших в стране в период от XVI в. до настоящего времени. Гораздо реже исследователи анализируют реформаторские процессы эпохи Киевской Руси. Этому есть свое объяснение. Отдаленность эпохи, помноженная на скудость источников, процесс становления государственност ...