Формирование «курса Неру» во внутренней и внешней политике Индии
Страница 2

История » Становление индийской государственности в постколониальный период » Формирование «курса Неру» во внутренней и внешней политике Индии

Проведение административно-территориальной реформы 1956 года не привело к решению национального вопроса в Индии. Борьба за создание штатов на лингвистической основе продолжалась, прежде всего, в тех районах, где было сохранено административное деление на многоязычной основе. В штате Бомбей развернулась борьба за отделение Гуджарата от Махараштры. Коммунистической партии удалось создать широкий единый фронт, который нанес Национальному конгрессу серьезный урон на вторых всеобщих выборах 1957 году. В результате массовой борьбы весной 1960 года было принято решение об образовании штатов Махараштра со столицей в Бомбее и Гуджарат со столицей в Ахмадабаде. В Пенджабе национальный вопрос оказался непосредственно связанным с вопросом религиозным, поскольку борьба шла за создание «Пенджаб-субы». Население Пенджаба состояло из двух основных групп – пенджабцев и хиндустапцев. По религиозному составу оно также неоднородно: 30% составляют сикхи. Не совпадают и религиозное и национальное деления: есть индусы, говорящие на пенджаби, и сикхи, говорящие на хинди. После второй мировой войны вопрос о роли и месте языка пенджаби в культурной жизни пенджабцев был выдвинут партией Акали дал. С этого времени проблема языка становится одним из главных пунктов как программы партии, так и ее тактики в политической борьбе. Когда был образован в 1956 году новый штат Пенджаб на основе слияния Пенджаба и Пенсу, Национальный конгресс, идя навстречу пожеланиям пенджабцев и учитывая популярность лозунга «Пенджаб-суба» в самых различных слоях населения, выдвинул так называемую региональную форму, которая была принята и осуществлена в Пенджабе. При правительстве Пенджаба и при законодательном собрании были образованы так называемые региональные советы: региональный совет Пенджаба и региональный совет Харианы. В них соответственно входили депутаты от соответствующих округов и министерств – сикхи или индусы. Это были совещательные органы, которые занимались вопросами экономического развития соответствующих районов, главным образом наблюдением за распределением правительственных кредитов, а также вопросами образования и культуры. Официальным языком штата был установлен пенджаби, хинди оставался как второй государственный язык Индии. Что касается официальной переписки на уровне дистрикта, то в районах Пенджаба она велась на языке пенджаби, в районах Харианы – на языке хинди. Принятие региональной формулы было большим шагом вперед в деле разрешения национального вопроса в Пенджабе. На основе региональной формулы между Национальным конгрессом и Акали дал впервые после достижения независимости было достигнуто соглашение. Обе партии, наиболее влиятельные в Пенджабе, вышли на вторые всеобщие выборы в 1957 году с единым списком. Кроме движения за создание штатов на этнической основе вторым важнейшим аспектом борьбы по национальному вопросу в Индии была проблема государственного языка. Еще в 1949 году конституционная ассамблея почти единогласно постановила, что хинди в форме деванагари будет государственным языком страны, а английский останется в качестве официального второго государственного языка на 15-летний срок. В июне 1955 года президент Индии назначил Комиссию по государственному языку во главе с Б.Г. Кхером. Комиссия должна была представить рекомендации президенту относительно более широкого применения хинди в Республике Индии для официальных целей. Комиссия должна была сделать рекомендации, принимая во внимание экономическое, культурное и научное развитие Индии, а также интересы населения, проживающего в не хиндиязычных районах. Работа Комиссии продолжалась больше года. В августе 1956 года она представила президенту свой отчет. Опубликование отчета Комиссии отнюдь не положило конец разногласиям по языковому вопросу. Более того, в связи с реорганизацией в 1956 году административно-территориального деления Индии по языковому принципу проблема государственного языка еще более обострилась. Против рекомендаций Комиссии выступил целый ряд крупных государственных и общественных деятелей, особенно в Тамилнаде и Бенгалии.

В сентябре 1957 года был создан Парламентский комитет по государственному языку, председателем которого утвержден министр внутренних дел Г.Б. Пант. Комитет должен был сообщить свое мнение президенту республики по поводу отчета Комиссии по государственному языку. Отчет Комитета был представлен президенту в апреле 1959 года. В нем предлагалось после 1965 года, когда хинди станет «основным государственным языком», сохранить английский язык в качестве государственного «вспомогательного языка для целей, которые должны быть определены парламентом, и на срок, являющийся необходимым». Подобно Комиссии, Комитет рекомендовал разработку плана перехода от английского языка к хинди поручить центральному правительству. Однако стало ясно, что 15-летний период, срок которого истекал в 1965 году, недостаточен для замены английского языка языком хинди. На сессии парламента 1962 года было объявлено о решении правительства продлить срок замены английского языка на неопределенный период. Одновременно было принято решение об ускорении процесса разработки терминологии на хинди и введения хинди в качестве языка преподавания в университетах. Борьба за разрешение национального вопроса все более становилась частью массового общедемократического движения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Устав о паспортах 1903 (с дополнениями 1906–1909)
В 1903 был издан Устав о паспортах (с изменениями и дополнениями 1906–1909 гг.), принципиально не отличавшийся от положения (1894 г.). Устав закреплял различия в правах и документировании отдельных групп населения в зависимости от их сословия, рода занятий, имущественного положения и национальности. Вводились ограничения на поселения и ...

Государство и церковь
Большие богатства, накопленные иерархами, церквами и монастырями – земли и тысячи крестьян, промыслы и деньги, огромное идеологическое влияние в обществе обусловили рост политических притязаний церкви. Ее руководители нередко вмешивались в решение вопросов внутренней и внешней политики страны. Крепнущее русское самодержавие не могло с ...

Политическая борьба внутри ИНК и деятельность КПИ в 1950–1960 годы
Не прекращавшиеся массовые движения, сложная внутриполитическая ситуация, с одной стороны, давление извне – со стороны буржуазии Англии и США – с другой, оказывали значительное влияние на положение внутри партии Индийский национальный конгресс. После достижения политической независимости перед Индией встала историческая задача проведени ...