Реформы П. А. Столыпина : сущность , противоречия , результаты и назначение .
Страница 2

История » Модернизация страны в конце ХIХ – начале ХХ вв. » Реформы П. А. Столыпина : сущность , противоречия , результаты и назначение .

В деревне же такой социальной страты не было . Выборы в I Думу показали , что крестьяне не способны были играть роль социально консервативного класса . В то же время частная собственность дворян на землю практически изжила себя .

Эта система стала настолько экономически неэффективной , что ее доля в общем производстве не составляла и десяти процентов . Хотели они того или нет , но и правительство и консерваторы были вынуждены в конце концов принять факт естественного упадка землевладельческого дворянства . После роспуска I Думы решение земельной проблемы перешло в руки П. А. Столыпина .

П. А. Столыпин имел твердые взгляды относительно общины , хуторов , отрубов и путей их насаждения , что составило стержень его аграрной программы . Кроме того , он был сторонником серьезных мер по распространению начального образования . Оказавшись во главе правительства , он затребовал из всех ведомств те первоочередные проекты , которые давно были разработаны , но лежали без движения . В итоге П. А. Столыпину удалось составить целостную программу умеренных преобразований . 24 августа 1906 года правительство опубликовало декларацию , в которой пыталось оправдать свою политику массовых репрессий и возвещало о намерении провести важные социально-политические реформы . Подробнее преобразовательная программа была изложена П. А. Столыпиным во II Думе 6 марта 1907 года .

Некоторые мероприятия правительство начало проводить в спешном порядке , не дожидаясь созыва Думы. 27 августа 1906года был принят указ о передаче Крестьянскому банку для продажи крестьянам части государственных земель . 5 октября последовал указ об отмене некоторых ограничений крестьян в правах , чем были окончательно отменены подушная подать и круговая порука , сняты некоторые ограничения свободы передвижения крестьян и избрания ими места жительства , отменен закон против семейных разделов , сделана попытка уменьшить произвол земских начальников , расширены права крестьян на земских выборах . Указ 17 октября 1906 года конкретизировал принятый в 1905 году по инициативе С. Ю. Витте указ о свободе вероисповедания , определив права и обязанности старообрядческих и сектантских общин . Представители официальной церкви никогда не простили П. А. Столыпину того , что старообрядцы получили такой устав в то время как соответствующее положение о православном приходе застряло в канцеляриях . 9 ноября 1906 года был издан указ " О дополнении некоторых постановлений действующего закона , касающихся крестьянского землевладения и землепользования ".

Переработанный в III Думе , он стал действовать как закон от 14 июня 1910 года . 29 мая 1911 года был принят закон " О землеустройстве ". Последние три акта составили юридическую основу мероприятий , вошедших в историю как " столыпинская аграрная реформа ".

Экономическая целесообразность этой реформы , названной столыпинской, хотя ее проект был разработан еще до него , не вызывает сомнений . Реформа довершала то , что нужно было сделать еще в 1861 году . В реформе были заложены идеи Валуева , Барятинского, Бунге и др. (это еще XIX веке) . В начале XX века С. Ю.Витте считал , что выход из общины может быть только добровольным , поэтому результат еще будет виден очень и очень не скоро . Еще весной 1905 года Кривошеин А. В. ( министр земледелия в правительстве П. А. Столыпина ) предупреждал , что очень нужный переход к хуторам и отрубам - " задача нескольких поколений ".

Но между всеми прежними заявлениями и указом 9 ноября лежали события 1905-1906 годов . Расселить крестьян хуторами и мелкими поселками требовалось не только по экономическим , но и по политическим причинам . " Дикая , полугодная деревня , не привыкшая уважать ни свою , ни чужую собственность , не боящаяся , действуя миром , никакой ответственности , подчеркивал П. А. Столыпин , - всегда будет представлять собой горючий материал , готовый вспыхнуть по каждому поводу ". И царизм , ощутив сполна эту угрозу , стал крушить общину .

Экономическая реформа была целесообразна , больше того , до зарезу необходима . В случае удачи она сулила тем , кто к ней приспособился , более интенсивные формы хозяйствования , более высокие урожаи , более высокий уровень жизни . Она сулила прочный внутренний рынок для промышленности , увеличение хлебного экспорта и за его счет - погашение огромного внешнего долга . Но все это - в случае удачи .

Между тем реформа уже задумана была неудачно . П. А. Столыпин торопился , подгонял экономические процессы полицейским вмешательством . А вражда и насилие - плохие союзники в делах экономики .

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Крещение Руси
Русь выступало как единое государство, так были положены основы русского общества, но не было еще духовного начала, которое бы дало духовную связь, духовное единство. Это духовное начало явилось вместе с христианством, принесенным в Россию из Византии. Знакомство с христианством начинается очень рано в нашем отечестве вследствие ранних ...

Общее и особенное в развитии стран Ближнего Востока
История Древнего Востока ярко характеризует общие закономерности исторического процесса и те конкретные формы, в которых эти закономерности проявлялись в истории отдельных стран и народов. В целом история Древнего Востока – это история формирования и развития древнейших в мире цивилизаций. Основные центры древневосточных цивилизаций сл ...

Доисторический период
Палеолит Древнейшие следы обитания гоминид на территории Крыма относятся к среднему палеолиту - это стоянка неандертальцев в пещере Киик-Коба. Мезолит Согласно гипотезе Райана-Питмена, вплоть до 6 тыс. до н.э. территория Крыма не представляла собой полуострова, а была фрагментом более крупного массива суши, включавшего, в частности, ...