Государственная власть в монгольскую эпоху

История » Эволюция государственной власти в средневековом Казахстане » Государственная власть в монгольскую эпоху

Государственное устройство в монгольскую эпоху носило полувоенный характер. Военные и административные должности не разделялись. Во главе государства стоял хан. Правой рукой хана был беклербек, отвечавший за все государственные дела, одновременно являвшийся главнокомандующим войсками и главой внешнеполитического ведомства. Финансами государства ведал великий визир. Непосредственное управление страной осуществлялось через специальный орган исполнительной власти - диуан, в который входили дамиры - секретари, битакчи - писцы, салыкчи - налоговые чиновники, казначи - чиновники финансового ведомства и их помощники - туткаулы, бакаулы и есаулы. В административном отношении вся территория делилась на улусы. Данная система управления государством называлась военнно-административной, так как высшие чиновники, занимавшие государственные посты, одновременно являлись командующими различными по численности военными отрядами, кроме того, в государственных делах соблюдалась жесткая военная дисциплина.

На территории Казахстана монголы ввели в действие правовые нормы - "Джасак" или "Яса", созданные Чингис-ханом. В данных правовых нормах определялись права и привилегии кочевой знати. Вместе с тем, среди знати, в связи с усилением влияния оседло-земледельческих мусульманских стран, постепенно стало распространяться мусульманское право - шариат.

Местное население было обязано поставлять воинов для участия в военных походах. Войско делилось на правую, левую руку и центр. Самым мелким военным отрядом являлся десяток (он), десятки объединялись в сотни (жуз), сотни объединялись в тысячи (мын), тысячи объединялись в десятитысячные военные отряды (тумен). Командовании военными отрядами осуществляли:

-туменбасы (десятитысячники),

-мынбасы (тысячники),

-жузбасы (сотники),

-онбасы (десятники).

Кроме того, в государстве была установлена своеобразная система налогообложения местного населения: к

1) кочевники-скотоводы обязаны были платить:

-"копчур" - одну голову со ста голов скота,

-"тагар" - налог для снабжения войск, делившийся на две части - "азук", сбор продовольствия и "алык" - сбор фуража.

2) земледельцы платили налог "харджи-хараджат".

3) кроме прямых налогов, все население несло повинности:

-"коналга", содержание войск на постое,

-"джамалга", обеспечение гонцов и административных лиц,

-уртонную повинность - содержание почтовых станций.

4) купцы уплачивали пошлины с товаров - "тамга".

5) русские княжества платили "выход" - дань в размере процентов от стоимости имущества с каждого хозяйства.

Сбор налогов осуществлялся баскаками, а с XIV в. - через откупщиков и местную знать.

Население было полиэтничным. Собственно количество монголов было незначительно, основная их масса оставалась в Монголии, на родине. Оказавшиеся на территории Казахстана, монголы были полностью ассимилированы тюркоязычным населением.

Подписание Тяньцзинских договоров с западными державами
Шанхай являлся базой агрессии Англии, Франции и США в Китае, поэтому все силы, выступившие на борьбу с тайпинским восстанием, сконцентрировались в бассейне Янцзы. Англия, объем торговли которой был наибольшим, временно соблюдала формальный нейтралитет и внимательно следила за всеми изменениями, будучи озабочена получением прибылей. Торг ...

Политический криз 1998 – 1999 гг. Внешняя политика России. Политический кризис 1998—1999 гг.
В результате дефолта 17 августа 1998 г. вся российская банковская система оказалась на грани краха. Несколько крупных банков разорились. Вклады населения в коммерческих банках упали на 15% в рублевом исчислении, а в реальном выражении — на 52%. Вкладчики не могли получить свои деньги из коммерческих банков. Резко увеличились цены на тов ...

Становление мануфактурного производства
После Смуты и интервенции начала XVII века Россия к концу 20-х годов XVII в. постепенно начала выходить из хозяйственной разрухи. Появление первых мануфактур было связано с развитием мелкотоварного производства, а также с военно-экономическими интересами государства. Расширение и укрепление государственных границ, развитие внешней торг ...