Культура Югославии
Страница 1

Война и оккупация нанесли урон народному хозяйству, просвещению, науке и культуре Югославии. Первостепенной задачей новой власти после окончания войны стало преодоление культурной отсталости - наследия прошлых лет, - ликвидация неграмотности, создание новых и восстановление старых учебных, культурно-просветительских и научных заведений. В первые послевоенные годы основные усилия были направлены на восстановление материальной основы образования, науки и культуры. Большое значение придавалось ликвидации неграмотности. Был издан закон о введении обязательного восьмилетнего образования. Широкий размах получило создание кружков по ликвидации неграмотности среди взрослого населения, появившихся еще в годы народно-освободительной войны.

События 1948 г. и последующего десятилетия негативно отразились на проблемах образования и науки. Тысячи югославских граждан вынуждены были прервать обучение в СССР и странах народной демократии. Увеличение военных расходов (из-за опасения военной угрозы как с Востока, так и с Запада) также вело к сокращению ассигнований на развитие сферы науки и культуры.

Статистические данные 70-х годов говорят о заметном росте числа учащихся в школах и высших учебных заведениях (1,7 млн. в 1939 г. и 4 млн. в 1973 г.). Наряду с университетами Белграда, Загреба и Любляны открылись подобные центры в Сараево, Скопле, Титограде (ныне Подгорица), Нови Саде, Приштине, Нише, Крагуеваце, Тузле, Мостаре, Битоле, Мариборе, Осиеке, Сплите, Риеке, Бане Луке. В других городах стали открываться филиалы этих учебных заведений.

Большое распространение получила система народных университетов. В них обучались граждане, занятые на производстве. Однако проблема ликвидации неграмотности, особенно в отсталых регионах, так и не была решена.

По данным переписи 1971 г. 15 % жителей СФРЮ старше 10 лет было неграмотно. Наибольшее количество неграмотных (в основном женщины) приходилось на Косово, Македонию, Боснию и Герцеговину.

Поставленные руководством Югославии социально-экономические задачи - создание индустрии, новых отраслей промышленности (включая и военную) - обусловили значительное развитие научно-исследовательской работы. Основными научными центрами СФРЮ были восемь академий (в каждой из шести республик и в двух автономных краях), университеты, отраслевые научные институты, научные общества и лаборатории. В 70-е годы свыше 8 тысяч научных сотрудников работали в 277 организациях. Приход к власти югославских коммунистов во во главе с И.Броз Тито сказался на сфере гуманитарных наук и культурной политики в целом. Обыденным явлением в прессе и в политологических работах стала критика культа личности Сталина. Все неудачи революционного движения в Югославии сводились к ошибкам Коминтерна. Подчеркивалась специфика югославского социалистического пути развития. Неприкосновенными оставались лишь основные положения марксизма-ленинизма и исторической роли Тито в развитии югославского революционного и народно-освободительного движения. Ученые и деятели культуры, не отрицавшие этих аксиом, могли продолжать научную и культурно-просветительскую работу. Однако общий контроль за развитием науки и культуры продолжал оставаться в руках партийно-государственых чиновников.

Страницы: 1 2 3

Установление британского господства на побережье Восточной Аравии в XVIII —1-й половине XIX в.
Значительно большее влияние на полуостров Катар и прибрежные территории оказывал Оман, к началу XVIII в. превратившийся в крупнейшую морскую державу юга Персидского залива. К 1720-м годам правители из оманской династии аль-Йариби подчинили себе всю Юго-Восточную и Восточную Аравию, включая Катар. До конца XVIII в. Оманский имамат с пере ...

VI этап. 1380 год
В 1380 году произошло одно из важнейших, определяющих для русской истории событий – битва на Куликовом поле. Центральной фигурой этого события, навек олицетворившей своим именем великую победу, стал великий князь Дмитрий Иванович Донской (1359–1389). Этот человек остался неизменно верным политике своих предшественников. С одной стороны ...

Государство и общество древнего Востока. Социальная структура свободного населения
Вавилонское общество того состояло из полноправных свободных граждан (авилум), владевших недвижимой собственностью на правах членства к какой либо (городской или сельской общине), на лиц с ограниченными юридическими и политическими правами (мушкенум), не имевших недвижимой собственности, но получивших от государства за службу или работу ...