Государственное управление в государствах XI – XII вв. на территории Казахстана

История » Эволюция государственной власти в средневековом Казахстане » Государственное управление в государствах XI – XII вв. на территории Казахстана

Осуществление государственной власти предполагает одну общую закономерность - формирование административно-территориальной системы без которой невозможно выстроить горизонтальный уровень управления обществом. Под структуризацией власти мы понимаем так же формирование административно-территориальной системы, которая является первым признаком разрастания социума до такого уровня, когда требуется сегментировать первоначальную государственную власть для более эффективной организации управления над обществом на местах в регионах.

Государственное устройство средневековых государств характеризовалось, наличием развитых форм удельно-племенной системы, что не способствовало централизованной форме правления. Власть верховных правителей (каганов, эльтеберов, джабгу и т.д.) была номинальной. Удельные правители, стоявшие во главе крупных племен, стремились упрочить свои полусамостоятельные и фактически независимые владения. Племенная знать была наделена привилегиями, которые имели наследственный характер. Военно-административная система управления в средневековых государствах на территории Казахстана отражала специфику их кочевого и полукочевого быта.

Средневековое общество пронизывало социальное и сословное неравенство. Наряду с богатыми были бедные, самую бесправную группу составляли рабы. Однако основную массу населения составляли рядовые общинники, которые нередко подпадали во внеэкономическую зависимость от имущих скотоводов-покровителей.

Рельефно выражалась не только строгая иерархическая система господствующей аристократической верхушки, но и разделялись по своей социальной значимости роды и племена. Правящая знать кочевых племен владела не только пастбищами, угодьями, но и городскими центрами.

Таким образом, средневековые государственные объединения заложили основу полиаспектной системы государственной власти. Дуальное разделение верховной власти, при сохранении ценрализованного характера власти правителя. Система соправителей, мошный бюрократический аппарат, многовидовая армия и т.д.

При формировании административно-территориальной системы в средневековых государствах мы констатируем учет ими не только народа в виде конкретных родов объединенных в административную единицу во главе с назначаемыми правителями родов, но и территории обитания. Для удобства управления важно иметь дело не с разобщенными родами, каждый из которых по степному праву имел суверенитетные права, а с объединениями таких родов, с податным и военно-мобилизационным характером.

Война с Седьмой коалицией
Наполеон был сослан на остров Эльба, но с помощью Мюрата, своего генерала и родственника, в 1815 г. он высадился на юге Франции. Со всех сторон к нему начали стекаться ветераны его армии, которые не примирились с реставрацией Бурбонов на троне. Войску Наполеона численностью 74000 человек противостояли две армии: британско-голландская по ...

Расширение народного образования
К важным результатам деятельности правительства "просвещённого абсолютизма" относятся меры, предпринятые Екатериной II относительно народного образования. С Петра I образование в России носило практический характер - усвоение знаний для потребностей деятельной службы государству и непосредственно для применения в жизни, быту. ...

Мюнхенский сговор. Путь к развитию второй мировой войны
Нацистское руководство считало, что австрийский кризис сформировал благоприятные для целей Германии тенденции в системе международных отношений. 18 марта 1938 г. в речи, произнесенной в рейхстаге, не называя прямо Чехословакию, Гитлер заявил, что не допустит, чтобы "подвергались угнетению" миллионные массы немцев, расположенн ...