Государственное управление в государствах XI – XII вв. на территории Казахстана

История » Эволюция государственной власти в средневековом Казахстане » Государственное управление в государствах XI – XII вв. на территории Казахстана

Осуществление государственной власти предполагает одну общую закономерность - формирование административно-территориальной системы без которой невозможно выстроить горизонтальный уровень управления обществом. Под структуризацией власти мы понимаем так же формирование административно-территориальной системы, которая является первым признаком разрастания социума до такого уровня, когда требуется сегментировать первоначальную государственную власть для более эффективной организации управления над обществом на местах в регионах.

Государственное устройство средневековых государств характеризовалось, наличием развитых форм удельно-племенной системы, что не способствовало централизованной форме правления. Власть верховных правителей (каганов, эльтеберов, джабгу и т.д.) была номинальной. Удельные правители, стоявшие во главе крупных племен, стремились упрочить свои полусамостоятельные и фактически независимые владения. Племенная знать была наделена привилегиями, которые имели наследственный характер. Военно-административная система управления в средневековых государствах на территории Казахстана отражала специфику их кочевого и полукочевого быта.

Средневековое общество пронизывало социальное и сословное неравенство. Наряду с богатыми были бедные, самую бесправную группу составляли рабы. Однако основную массу населения составляли рядовые общинники, которые нередко подпадали во внеэкономическую зависимость от имущих скотоводов-покровителей.

Рельефно выражалась не только строгая иерархическая система господствующей аристократической верхушки, но и разделялись по своей социальной значимости роды и племена. Правящая знать кочевых племен владела не только пастбищами, угодьями, но и городскими центрами.

Таким образом, средневековые государственные объединения заложили основу полиаспектной системы государственной власти. Дуальное разделение верховной власти, при сохранении ценрализованного характера власти правителя. Система соправителей, мошный бюрократический аппарат, многовидовая армия и т.д.

При формировании административно-территориальной системы в средневековых государствах мы констатируем учет ими не только народа в виде конкретных родов объединенных в административную единицу во главе с назначаемыми правителями родов, но и территории обитания. Для удобства управления важно иметь дело не с разобщенными родами, каждый из которых по степному праву имел суверенитетные права, а с объединениями таких родов, с податным и военно-мобилизационным характером.

Заключение.
Рассмотренный исторический период имеет большое значение в российской истории. Восточные славяне явились предками не только русского человека, но и украинцев, белорусов, латышей и других. В этот период происходило освоение Восточно-европейской равнины, налаживание межплеменных контактов, процесс смешивания народов. Впоследствии начали о ...

Русское народничество
Объединяясь в кружки и общества радикальная интеллигенция стремилась выработать новую революционную теорию. Такой теорией стало народничество. Народ признавался носителем зачатков нового справедливого строя - социализма; его основу видели в крестьянской общине. Народники считали, что Россия перейдёт к социализму минуя капитализм - избеж ...

Суд присяжных – гелилея
Одним из органов афинской демократии был Суд присяжных – гелиея. Она была создана еще во времена Солона, на рубеже 7-6 вв. до н.э. Первоначально это был суд присяжных. Роль гелиеи в 5-4 вв. до н.э. возросла. Афинская гелиея избиралась в количестве 6 тыс. граждан, причем в ее состав могли быть избраны лица не моложе 30 лет, имеющие жизне ...