Ханская власть в условиях колонизации
В середине XVIII в. в Центральной Азии произошли серьезные перемены. Усиление колониальной направленности политики царизма осложнило внутриполитическую обстановку в Казахстане, проявлявшуюся в различных формах неповиновения старшин ханам.
В 1756 г. был издан царский указ, запрещавший казахам в зимнее время перегонять скот на правый берег Урала. Крепости и другие военные сооружения, которые царизм интенсивно воздвигал особенно по р. Урал, призванные оборонять русские селения от набегов кочевников, превратились в центры колонизации казахских земель. В зависимости от конкретных условий и целей царские власти не считались и с позициями ханов, которые выражали недовольство в связи с военными мерами вытеснения казахов с родовых кочевий.
Следующим этапом борьбы с остатками казахской государственности явилась попытка внедрения новой и системы российского управления в Младшем жузе, которая должна была привести к отмене ханской власти.
Утверждением в 1797 г. ханом престарелого султана Айчуака правительство пресекло все попытки более влиятельных султанов добиваться ханской власти. После смерти Айчуака ханом Младшего жуза был утвержден его сын, послушный, маловлиятельный султан Жанторе.
Отстранением в 1821 г. от ханского престола Арынгазы, а в 1824 г. -Шергазы Айчуакова заканчивается традиционная государственность в Младшем жузе. Принятие в 1824 г. Устава об «Оренбургских киргизах» обусловило отмену ханской власти в Младшем жузе и замену ее системой административно-политического управления, сходного с российской.
Несколько иначе складывалась ситуация в Среднем жузе, непосредственно примыкавшем на востоке к Цинской империи, что вызвало особую заботу правящих кругов Российской империи. Создание имперского наместничества Синьцзян из земель, преимущественно составляющих владения уничтоженной цинами Джунгарии — внесло немало изменений в казахско-русские и казахско-китайские отношения и в значительной степени ускорило проведение военно-административных акций царизма в регионе.
Создание укреплений ограничивало традиционные кочевья казахов, создавало напряженность между сибирской администрацией и казахскими султанами.
Усиление военных акций царизма в регионе, угроза вторжения цинских войск в пределы Казахстана побудили влиятельных султанов во главе с Абылаем принять сюзеренитет Цииского богдыхана при сохранении российского подданства.
Политика двойного подданства была обусловлена жизненными интересами Казахстана. Глубокие преобразования, осуществленные во многих сферах укрепили казахскую феодальную государственность, обеспечив проведение независимой политики.
Политика лавирования между Россией и Цинской империей, которую проводил и преемник Абылая Уалихан, утвердила правящие круги России в мнении об упразднении ханской власти и в Среднем жузе.
После ликвидации ханской власти в Среднем жузе царское правительство, опираясь на «Устав о сибирских киргизах», ввело новую систему управления. Территория казахской степи, занятая под кочевья Среднего и частью Старшего жузов, получила название Область Сибирских киргизов и вошла в состав вновь созданного Западно-Сибирского генерал-губернаторства.
В целях ускоренной колонизации края вводилась постепенно российская система управления, что вызвало протест большей части казахского населения, вылившийся в ряд восстаний. Самым крупным из них явилось движение под
Подчинение основной части Старшего жуза происходило в следующих условиях.
Часть казахских родов Южного Казахстана приняла российское подданство добровольно. Взятие царскими войсками Туркестана, Шымкента, Аулие-Аты, других городов и поселений, сопровождавшееся применением крупных воинских сил, завершило завоевание Южного Казахстана Россией.
Присоединение Казахстана, начавшееся в 30-х гг. XVIII в., завершилось лишь в конце середины XIX в. и являлось сложным, противоречивым процессом.
Присоединение казахских жузов происходило в различных внешнеполитических и внутренних условиях. При этом, Российская империя преследовала цель полной колонизации края. Для успешной реализации этого плана, в первую очередь необходимо было изменить систему управления территориями Казахстана, ликвидировав власть ханов и подчинив государственной управление интересам Российской империи.
После 1917
С 1918 документом, удостоверяющим личность гражданина РСФСР, начали считаться трудовые книжки. С 1924 стали выдаваться удостоверения личности сроком на три года. С 1927 юридическая сила подобных документов распространилась на метрические выписки о рождении или браке, справки домоуправлений и сельсоветов о проживании, служебные удостовер ...
Выборные должностные лица
Афины были политическим центром и гегемоном большого союза греческих городов (Первого Афинского морского союза в 5 в. до н.э. и Второго Афинского морского союза в 4 в. до н. э). В Афинах проживало многочисленное население, шла насыщенная различными событиями жизнь. Это ставило перед государством многие проблемы по управлению и организац ...
Результаты реформ X-XVI веков. Реформы Владимира I
Большая часть публикаций посвящена анализу реформаторских процессов, происходивших в стране в период от XVI в. до настоящего времени. Гораздо реже исследователи анализируют реформаторские процессы эпохи Киевской Руси. Этому есть свое объяснение. Отдаленность эпохи, помноженная на скудость источников, процесс становления государственност ...