Культура ЮгославииСтраница 2
С помощью государства были созданы широкая сеть научных и публичных библиотек (около 13,5 тысяч), множество музеев, домов культуры, театров и кинотеатров. Относительная открытость СФРЮ в отношении стран Запада и Востока позволяла югославским гражданам быть в курсе достижений науки и культуры. Но тот же партийно-государственный аппарат строго следил за соблюдением “свободы творчества”. Упоминание, например, об обоюдной жестокости воюющих сторон в годы войны подвергалось критике. Запретной темой долгое время была судьба людей, попавших в тюрьмы и лагеря после 1948 года. Один из известных деятелей СКЮ М.Джилас за публикацию статей, в которых говорилось о появлении в Югославии “нового класса” (партийно-государственной номенклатуры), был снят со всех руководящих постов и подвергнут тюремному заключению.
К специфике развития культуры Югославии после 1948 года можно отнести и то, что соцреализм не стал господствующим направлением в области литературы, архитектуры и искусства. Явно не отвечали духу соцреализма романы М.Крлежи “Знамена” и “Мост на Дрине” И.Андрича, который был удостоен за это произведение Нобелевской премии в 1961 году.
В художественной литературе была весьма популярной военная тематика, связанная с периодом народно-освободительной борьбы. Эта тема нашла отражение в целом ряде художественных фильмов: “Козара”, “Сутьеска”, - получивших признание югославских и зарубежных зрителей. Международной известности и многих почетных наград были удостоены загребские мультипликаторы во главе с Д.Вукотичем.
Весьма неординарными были пути развития изобразительного искусства. В живописи наряду с представителями реалистической (академической) школы было множество последователей различных направлений авангарда: абстракционизма, сюрреализма и так далее. Большой популярностью пользовались произведения художников-примитивистов, так называемой хлебинской школы. Название это связано с хорватским селом Хлебина, где начиналось творчество художника-самоучки крестьянина И.Генералича.
Оригинальные решения были присущи ряду архитектурных сооружений Югославии. Среди них выделяются архитектурно-строительные объекты в районе Нового Белграда, комплекс Союзного исполнительного вече, торгово-административный центр “Београджанка”, новые здания факультетов университетов Загреба и Сараево, Народной библиотеки в Белграде, театра “Ателье 212”, собора св. Саввы.
Из целого ряда талантливых скульпторов выделяются снискавшие мировую известность И.Мештрович и А.Августинчич. И. Мештрович во время войны вынужден был уехать за границу, но он неоднократно посещал свою родину, подарив ей большое число своих творений. Его последователь и ученик А.Августинчич создал ряд оригинальных скульптурных композиций, в том числе и памятник Советской Армии на Дунае.
В Югославии работало девять филармоний. Профессиональные хореографические ансамбли (хорватский “Ладо”, сербский “Коло”) с успехом гастролировали во многих зарубежных странах. Большой известностью пользовались “Летние игры” в Дубровнике - своеобразный красочный фестиваль музыкального и театрального искусства.
Заключение.
Из написанного выше следует, что община древних славян не была по уровню развития первобытной, как нам её описывает Шлёцер, но имела довольно развитую инфраструктуру, по мнению историка Забелина – противника Шлёцера. И действительно мы видим, что у славян была неплохо развитая религия, они вели торговые отношения с развитыми странами и ...
Приложение А. Понятийный словарь
Крепость, важный в воен. отношении укрепл. пункт (город), имевший постоян. гарнизон, вооружение и обеспеч. всем необходимым для ведения длит. борьбы в условиях осады. Древние К. в плане представляли собой многоугольник, по сторонам которого возводились стены с башнями (с 16-17 вв. бастионами), земляными валами и рвами.
Вал (воен) 1) пр ...
Общественный и
государственный строй Российской Империи. Причины
образования абсолютной монархии в России
Идея абсолютной монархии появляется в России еще во время правления царя Алексея Михайловича (царь с 1645 года). Алексей Михайлович был сторонником сильной самодержавной власти, считая ее «богоустановленной» и свободной от всяких ограничений. Недаром идеальным монархом в его представлении был Иван Грозный.[[39]]
Алексею Михайловичу дал ...
