Культура ЮгославииСтраница 2
С помощью государства были созданы широкая сеть научных и публичных библиотек (около 13,5 тысяч), множество музеев, домов культуры, театров и кинотеатров. Относительная открытость СФРЮ в отношении стран Запада и Востока позволяла югославским гражданам быть в курсе достижений науки и культуры. Но тот же партийно-государственный аппарат строго следил за соблюдением “свободы творчества”. Упоминание, например, об обоюдной жестокости воюющих сторон в годы войны подвергалось критике. Запретной темой долгое время была судьба людей, попавших в тюрьмы и лагеря после 1948 года. Один из известных деятелей СКЮ М.Джилас за публикацию статей, в которых говорилось о появлении в Югославии “нового класса” (партийно-государственной номенклатуры), был снят со всех руководящих постов и подвергнут тюремному заключению.
К специфике развития культуры Югославии после 1948 года можно отнести и то, что соцреализм не стал господствующим направлением в области литературы, архитектуры и искусства. Явно не отвечали духу соцреализма романы М.Крлежи “Знамена” и “Мост на Дрине” И.Андрича, который был удостоен за это произведение Нобелевской премии в 1961 году.
В художественной литературе была весьма популярной военная тематика, связанная с периодом народно-освободительной борьбы. Эта тема нашла отражение в целом ряде художественных фильмов: “Козара”, “Сутьеска”, - получивших признание югославских и зарубежных зрителей. Международной известности и многих почетных наград были удостоены загребские мультипликаторы во главе с Д.Вукотичем.
Весьма неординарными были пути развития изобразительного искусства. В живописи наряду с представителями реалистической (академической) школы было множество последователей различных направлений авангарда: абстракционизма, сюрреализма и так далее. Большой популярностью пользовались произведения художников-примитивистов, так называемой хлебинской школы. Название это связано с хорватским селом Хлебина, где начиналось творчество художника-самоучки крестьянина И.Генералича.
Оригинальные решения были присущи ряду архитектурных сооружений Югославии. Среди них выделяются архитектурно-строительные объекты в районе Нового Белграда, комплекс Союзного исполнительного вече, торгово-административный центр “Београджанка”, новые здания факультетов университетов Загреба и Сараево, Народной библиотеки в Белграде, театра “Ателье 212”, собора св. Саввы.
Из целого ряда талантливых скульпторов выделяются снискавшие мировую известность И.Мештрович и А.Августинчич. И. Мештрович во время войны вынужден был уехать за границу, но он неоднократно посещал свою родину, подарив ей большое число своих творений. Его последователь и ученик А.Августинчич создал ряд оригинальных скульптурных композиций, в том числе и памятник Советской Армии на Дунае.
В Югославии работало девять филармоний. Профессиональные хореографические ансамбли (хорватский “Ладо”, сербский “Коло”) с успехом гастролировали во многих зарубежных странах. Большой известностью пользовались “Летние игры” в Дубровнике - своеобразный красочный фестиваль музыкального и театрального искусства.
Оружие воинов эпохи бронзы древних племен Западной Сибири
Второе тысячелетие в Западной Сибири отмечено распространением первого металла. Прежде всего, новый материал начал применяться для изготовления оружия. Правда первые бронзовые ножи и наконечники копий были небольшими, а их форма повторяла очертания каменных изделий. Тонкие металлические пластинки лезвий ножей и наконечников копий нередк ...
З.С. Мокиевская – Зубок и ее мемуары «Гражданская война в России, эвакуация
и «сидение» в Галлиполи глазами сестры милосердия военного времени (1917–1923)»
Главным историческим условием возникновения данного источника явилась Гражданская война в России. Автор воспоминаний была добровольной сестрой милосердия – с конца Первой мировой войны и на протяжении всей Гражданской.
Зинаида Степановна Демьяненко (девичья фамилия автора) прожила долгую жизнь (89 лет, но точные даты рождения и смерти ...
Политические лидеры. Сильвестр
(начало 16 века – до 1568)
Выходец из новгородской зажиточной торгово-промышленной среды, был близок к новгородскому архиепископу Макарию, после избрания которого митрополитом переехал в Москву и с 1545 года стал протопопом придворного Благовещенского собора в Кремле.
Во время беспорядков в Москве, вызванных страшным пожаром и выступлением людей протии Глинских, ...