Культура Югославии
Страница 2

С помощью государства были созданы широкая сеть научных и публичных библиотек (около 13,5 тысяч), множество музеев, домов культуры, театров и кинотеатров. Относительная открытость СФРЮ в отношении стран Запада и Востока позволяла югославским гражданам быть в курсе достижений науки и культуры. Но тот же партийно-государственный аппарат строго следил за соблюдением “свободы творчества”. Упоминание, например, об обоюдной жестокости воюющих сторон в годы войны подвергалось критике. Запретной темой долгое время была судьба людей, попавших в тюрьмы и лагеря после 1948 года. Один из известных деятелей СКЮ М.Джилас за публикацию статей, в которых говорилось о появлении в Югославии “нового класса” (партийно-государственной номенклатуры), был снят со всех руководящих постов и подвергнут тюремному заключению.

К специфике развития культуры Югославии после 1948 года можно отнести и то, что соцреализм не стал господствующим направлением в области литературы, архитектуры и искусства. Явно не отвечали духу соцреализма романы М.Крлежи “Знамена” и “Мост на Дрине” И.Андрича, который был удостоен за это произведение Нобелевской премии в 1961 году.

В художественной литературе была весьма популярной военная тематика, связанная с периодом народно-освободительной борьбы. Эта тема нашла отражение в целом ряде художественных фильмов: “Козара”, “Сутьеска”, - получивших признание югославских и зарубежных зрителей. Международной известности и многих почетных наград были удостоены загребские мультипликаторы во главе с Д.Вукотичем.

Весьма неординарными были пути развития изобразительного искусства. В живописи наряду с представителями реалистической (академической) школы было множество последователей различных направлений авангарда: абстракционизма, сюрреализма и так далее. Большой популярностью пользовались произведения художников-примитивистов, так называемой хлебинской школы. Название это связано с хорватским селом Хлебина, где начиналось творчество художника-самоучки крестьянина И.Генералича.

Оригинальные решения были присущи ряду архитектурных сооружений Югославии. Среди них выделяются архитектурно-строительные объекты в районе Нового Белграда, комплекс Союзного исполнительного вече, торгово-административный центр “Београджанка”, новые здания факультетов университетов Загреба и Сараево, Народной библиотеки в Белграде, театра “Ателье 212”, собора св. Саввы.

Из целого ряда талантливых скульпторов выделяются снискавшие мировую известность И.Мештрович и А.Августинчич. И. Мештрович во время войны вынужден был уехать за границу, но он неоднократно посещал свою родину, подарив ей большое число своих творений. Его последователь и ученик А.Августинчич создал ряд оригинальных скульптурных композиций, в том числе и памятник Советской Армии на Дунае.

В Югославии работало девять филармоний. Профессиональные хореографические ансамбли (хорватский “Ладо”, сербский “Коло”) с успехом гастролировали во многих зарубежных странах. Большой известностью пользовались “Летние игры” в Дубровнике - своеобразный красочный фестиваль музыкального и театрального искусства.

Страницы: 1 2 3

Заключение.
Из написанного выше следует, что община древних славян не была по уровню развития первобытной, как нам её описывает Шлёцер, но имела довольно развитую инфраструктуру, по мнению историка Забелина – противника Шлёцера. И действительно мы видим, что у славян была неплохо развитая религия, они вели торговые отношения с развитыми странами и ...

Приложение А. Понятийный словарь
Крепость, важный в воен. отношении укрепл. пункт (город), имевший постоян. гарнизон, вооружение и обеспеч. всем необходимым для ведения длит. борьбы в условиях осады. Древние К. в плане представляли собой многоугольник, по сторонам которого возводились стены с башнями (с 16-17 вв. бастионами), земляными валами и рвами. Вал (воен) 1) пр ...

Общественный и государственный строй Российской Империи. Причины образования абсолютной монархии в России
Идея абсолютной монархии появляется в России еще во время правления царя Алексея Михайловича (царь с 1645 года). Алексей Михайлович был сторонником сильной самодержавной власти, считая ее «богоустановленной» и свободной от всяких ограничений. Недаром идеальным монархом в его представлении был Иван Грозный.[[39]] Алексею Михайловичу дал ...