Исламская революция в Иране. Ход революции
Страница 1

История » Иран во второй половине XX века. Исламская революция в Иране » Исламская революция в Иране. Ход революции

Характер осуществлявшейся шахским режимом в 60- 70- х годах индустриализации привел к образованию хозяйственной структуры не способной функционировать без привязанности к мировому капиталистическому рынку. В конце 70-х годов Иран обеспечивал за счет импорта 70 % потребностей промышленности в сырье и материалах, 80 % в машинном оборудовании, 57 % в строй материалах [37, с. 171].

В целом номенклатура ввозимых частей и компонентов промышленности насчитывало примерно 240 тысяч наименований. Страна не обеспечивала себя продовольствием. За последние четыре года существования шахского режима на импорт продовольствия тратилось 2- 2,5 млрд. долларов в год. Ираном ввозились также и многие наименования важнейших продуктов питания

[36, с. 171].

Рост нефтяных доходов в 1970-е годы привел к крупным социальным потрясениям и политической напряженности. В Иране, как и в других странах, происходила миграция бедных крестьян в крупные города. Инфляционный бум начала десятилетия к 1977 сменился периодом спада деловой активности. Экономический кризис перерос в политическую революцию по той причине, что режиму не удалось создать политическую базу в среде представителей средних классов, наемных работников и студентов, т.е. среди групп, численность которых значительно возросла за четверть столетия, после восстановления власти шаха в 1953. Правительство шаха уничтожило и запретило независимые политические партии, профсоюзы и профессиональные ассоциации. В 1975 оно создало единственную государственную партию, Партию возрождения, чтобы поставить под непосредственный контроль влиятельных и многочисленных рыночных торговцев и религиозную шиитскую верхушку. Отчуждение основных социальных классов, старых и новых, привело к быстрому крушению старого порядка.

Сохранение традиционалистских настроений среди населения, усиленная идеологическая обработка в реформистском духе его промышленного ядра, жесточайшие репрессии против лево- демократических организаций, политика систематической политической стерилизации образованной части средних городских слоев, особенно интеллигенции, неусыпный контроль над армией. Все это способствовало выдвижению на авансцену политической жизни духовенства, позиции которого в наибольшей степени были ущемлены светскими реформами.

В то же время, когда шах Мохаммед Реза упивался идеями «белой революции» один из его злейших врагов постоянно выражал абсолютную уверенность в том, что час возмездия грянет, народ восстанет и сметет монархию. Аялтолла Рухолла Муссави Хомейни свято верил в житейскую истину, облеченную в стих священного Корана: «У всякого народа - свой предел; и когда придет их предел, то они не замедлят ни на час и не ускорят» [5, с. 10-11].

Он ненавидел «белую революцию», открывшую страну разлагающему влиянию, «бездушному материализму», «постыдному атеизму» и «неверных иностранцев». Она способствовала разрушению религиозных и национальных традиций народа, превращению людей в бессмысленных подражателей «западного образа жизни» с его жаждой потребления и господства.

Идолу «белой революции» он противопоставлял свой идеал «исламского правления» и «исламского общества», прообраз которых восходил к временам пророка Мохаммеда и имама Али. Верховным толкователем священного закона, высшим координатором деятельности всех органов управления, духовным вождем, осуществляющим практическую власть, должен быть правитель из числа самых авторитетных религиозных деятелей - факих. Его роль подобна роли пророка и имамов, его задача подготовить народ и страну ко дню пришествия шиитского мессии- 12 имама - Махди, таинственно исчезнувшего в последней трети IX века и по преданию скрытого на небе, чтобы, вернувшись в день «Страшного суда», установить на земле на вечное время царство истины и справедливости. В ожидании этого дня духовенство должно активно участвовать в политической жизни, быть стражами закона, общественной морали и социальной справедливости [6, с. 83].

В исламском обществе все слои населения должны жить, как братья, единой мусульманской общиной, где богач обязан помогать бедняку и каждый - проявлять заботу о соседе. «Не будь угнетателем, не будь угнетенным»- вот девиз, которым будут руководствоваться все члены общины [7, с. 81].

Путь к внедрению «исламской социальной справедливости» пролегает через все поры жизни людей, восстановление исламских моральных отношений, всеобщий возврат к непреходящим ценностям мусульманской религии- благочестью, скромности, воздержанности. Для этого необходимо осуществить «исламскую революцию», начинающуюся свержением шахского режима и завершающуюся установлением власти духовенства. И осуществить «исламскую культурную революцию» предусматривающую борьбу против всех противников мусульманских религиозно- культурных и социальных программ, продавцов и потребителей алкогольных напитков и наркотиков, женщин, отказавшихся носить предписанную канонами ислама одежду, и других нарушителей исламского «морального кодекса». Только с помощью таких мер можно добиться морального усовершенствования мусульманской общины, очистить ее от разлагающего влияния насаждавшегося десятилетиями «западного образа жизни».

Страницы: 1 2 3 4 5

Государственное управление в государствах XI – XII вв. на территории Казахстана
Осуществление государственной власти предполагает одну общую закономерность - формирование административно-территориальной системы без которой невозможно выстроить горизонтальный уровень управления обществом. Под структуризацией власти мы понимаем так же формирование административно-территориальной системы, которая является первым призн ...

Германия в годы второй мировой войны
Первые годы войны принесли Германии эйфорию великих побед, положение господствующей державы континента, постоянный приток товаров и сырья из покоренных стран. Однако перелом в ходе действий и растущее напряжение всего экономического механизма, несущего на себе тяжесть военных расходов, к 1944 г. разительно изменили общественное настроен ...

Борьба за афинское ленное главенство. Начало правления Гвидо
Единственный сын Гильома Гвидо был еще несовершеннолетним, вследствие чего мать его Елена Ангел Комнен приняла правление. Таким образом, в первый раз во главе франкского герцогства Афинского стояла гречанка. А так как и звание байльи ахайского вместо графа д'Артуа было перенесено на Николая II де Сент-Омер, властителя половины Фив, то А ...