Исламская революция в Иране. Ход революции
Страница 2

История » Иран во второй половине XX века. Исламская революция в Иране » Исламская революция в Иране. Ход революции

Не меньшее значение имеет уничтожение иностранного, и особенно американского, влияния, искоренения последствий проникновения в страну буржуазной массовой культуры, способствующей распространению западной вседозволенности и упадку традиционных моральных устоев. Но, поскольку опасность для мусульман исходит не только от «материалистического Запада», но и от «атеистического Востока», в борьбе против одной из «сверхдержав» не следует опираться на поддержку другой. Спасение мусульман в самоизоляции, в поисках собственного, «третьего пути» развития.

Многие ученые востоковеды задавались вопросом: что вызвало к жизни эти взгляды как - бы вырвавшиеся из средневековья и со скоростью пули, ворвавшиеся в XX век. Возможно, ответ на этот вопрос кроется в политике самого Мохаммеда Реза шаха. Его политика создала благоприятную почву для подъема всенародного движения, и для «исламской революции» в частности [5, с. 12].

Для широких масс населения в духовных ценностях ислама воплотился тот комплекс факторов морального, этнического, гуманистического и социального порядка, в котором выразился их протест против беззакония и произвола, аморальности и коррупции, деградации личности и отчуждения власти от масс.

Что касается самого духовенства, волею судьбы оказавшегося во главе всенародной борьбы, то оно в первую очередь выступала за увеличение социально экономических условий своего существования и утверждения своей политической гегемонии. В течении 1978 года «исламская революция» духовенства, призванная осуществить эти не рекламируемые цели, еще выступала в качестве одного из потоков в общей струе всенародной борьбы и не могла изменить народного характера революции.

Аятолла Хомейни, лидер духовенства, вставший в ходе антимонархической борьбы во главе народной революции, полагал, что основные задачи «исламской революции» могут быть поставлены и решены только после свержения монархического режима.

Революционное всенародное движение в Иране было направленно против монархического режима и против политики американского империализма. Империалистические круги сразу же увидели в этом движении серьезную угрозу своим военно-стратегическим и нефтяным интересами и потому поспешили любыми средствами затормозить развитие массовой борьбы, направить в нужное им русло. Внешняя политика США, процесс формирования их отношения к событиям в Иране стали фактором, активно воздействующим на иранскую внутриполитическую ситуацию.

На протяжении мая 1977- 1978 годах в ряды оппозиции вливались в основном студенты, квалифицированные специалисты, мелкие торговцы и часть духовенства. К июлю к ним присоединились городские фабричные и строительные рабочие.

С октября 1977 года почти не прекращались демонстрации, и даже забастовки студенчества крупных университетов и большинства высших учебных заведении страны. В ответ на это власти закрыли многие ВУЗы [5, с. 12].

Весьма активную деятельность развернула религиозная оппозиция. Высланный еще в 1964 году из Ирана и живший в иммиграции в Ираке, аятолла Р. Хомейни не переставал с тех пор выступать против шахской тирании и засилья американского империализма.

Развернувшиеся в стране в последние месяцы 1977 года демократическое движение ознаменовало переход революционной ситуации к своей высшей фазе - общенациональному политическому кризису. Революционная ситуация перерастала в революцию. 9 января в «священном» городе Куме по призыву духовенства состоялась демонстрация, в которой участвовали почти 4 тыс. студентов религиозных учебных заведений и их единомышленников; они требовали упразднения авторитарной монархии и замены ее конституционным правлением. Демонстрация закончилась кровопролитием: войсками были убиты десятки и ранены сотни человек.

События в Куме явились фактически началом народной революции в Иране. После расстрела состоявшейся там демонстрации через каждые 40 дней (в соответствии с мусульманским обычаем отмечать конец траура) на борьбу поднимались одни города за другими. В борьбу включались все новые и новые слои населения.

Характерной чертой народного движения на этом этапе было постепенное вовлечение в него населения, выступления которого проходили пока еще в общем, русле организуемых духовенством религиозных шествий и манифестаций. Но имели случаи и самостоятельных действий.

Кульминационным пунктом первого этапа народной революции в Иране явились массовые демонстрации в начале сентября 1978 года. Одновременно почти во всех крупных городах страны, охватившие сотни тысяч, а в Тегеране около 1 млн. человек.

8 сентября уступая давлению военных- сторонников «жесткого курса», правительство объявило военное положение в 12 городах. Несколько часов спустя в Тегеране произошли новые демонстрации, в ходе которых их участники проявили поразительное самопожертвование и готовность принять мученический венец, завешанные шиитскими святыми. Войска потопили демонстрации в крови. Этот день был назван в народе «черная пятница» [5, с. 194].

Страницы: 1 2 3 4 5

Динозавры, и птицы
Большинство специалистов по динозаврам убеждены, что птицы — прямые потомки древних ящеров. Полагают, что птицы произошли от тероподов более 150 миллионов лет назад. Древние пернатые были довольно близкими родственниками самого тираннозавра. Самой древней из известных птиц считают археоптерикса. По некоторым признакам его можно было от ...

Революционное движение России конца 19-нач 20 вв.
К началу 20 века в стране сложился новый класс - промышленный пролетариат. Сконцентрированный на огромных территориях этот класс становился огромной силой. В 1896-1897 гг разразилась петербургская примышленная война - серия стачек на столичных предприятиях. После этих выступлений пришлось принять меря по ограничению продолжительности ра ...

Желябов А.И.
Желябов, Андрей Иванович (1851–1881) – русский революционер, деятель народнического движения, член Исполнительного комитета «Народной воли». Носил партийные клички «Борис», «Тарас». Родился 17 (29) августа 1851 в с. Николаевка Феодосийского у. Таврической губ. в семье крепостного дворового усадьбы Султановка в одном из крымских сел, гр ...