Рекомендации по применению методического опыта 60-70-х гг.на уроках истории в современной школе
Страница 7

История » Реализация традиций обучения истории 60-70-х гг. ХХ века в современной школе » Рекомендации по применению методического опыта 60-70-х гг.на уроках истории в современной школе

Заключительная часть урока посвящена изучению последнего вопроса плана – отмена крепостного права: свобода или новое закабаление? Обсуждение этого вопроса можно провести в виде дискуссии. Для этого учащимся необходимо заранее объявить, что при подготовке ответа по данному вопросу необходимо на основе изученной литературы и текста манифеста 19 февраля 1861года составить таблицу, в которой отразить положительные и отрицательные результаты, проведенной реформы. В эту же таблицу можно включить материал по подготовки реформы, а на занятии класс условно разделить на две группы: сторонников и противников реформы от каждой из которой выступает один учащийся. Выслушав аргументы оппонентов можно перейти к «прению сторон». Участники группы «сторонников реформы» задают вопросы «противникам реформы» и наоборот. После дискуссии можно попросить самих учащихся сделать вывод о значении реформы 1861 года и ее последствиях, что позволит учащимся самостоятельно проанализировать имеющуюся информацию.

Такая форма работы позволяет учащимся приобрести навыки публичного выступления, умение четко, логично, доказательно излагать свои мысли, правильно формулировать вопросы.

Альтернативным вариантам изучения данного вопроса может быть выступление учащихся от имени крестьянина и помещика. Учащиеся при подготовке к семинару составляют ответ на вопрос: мое отношение к крестьянской реформе от имени крестьянина и от имени помещика. В классе учитель выбирает выступающих и заслушивает их ответы. После выступления учитель совместно с классом делает вывод о результатах отмены крепостного права.

Для оценки работы учащихся на уроке лучше использовать «лицевой счет участника», т.е. обязательно фиксировать все выступления дополнения, вопросы и другие формы участия. И в конце занятия учитывать их при выставлении оценки за урок. Для обеспечения этой функции можно назначить ученика, не имеющего проблем с обучением, но что бы не исключать его из учебного процесса именно ему можно поручить сделать обобщающий вывод по теме. Это позволит закрепить изученный материал. Для того чтобы оценить особенности применения некоторых форм, методов и приемов обучения истории 60-70-х гг. ХХ века сегодня был проведен сравнительный анализ данного семинара и семинара, проводившегося учителем школы №444 Москвы Г.В. Клюковой в 1964 г. (См. Приложение). Отечественная педагогика традиционна и в большой степени она использует имеющиеся форм, методы и приемы, чем не разрабатывает что-то новое. Тем не менее, учителя не слепо копируют опыт предшествующих педагогов, так как главным условием эффективного использования традиций преподавания истории является адаптация их к современным рекомендациям по организации учебного процесса. Данное исследование показало, что традиции преподавания истории сохранились и методы, формы и приемы, использовавшиеся в 60-70-е гг. активно используются и сегодня. Например, как и много десятилетий назад сегодня педагоги используют такую форму проведения занятий как семинар, но с течением времени ее содержание в связи с потерей интереса школьников к традиционной форме семинара несколько изменилось. Изменились формулировки вопросов. Сегодня вопрос, стоящий перед учащимся должен быть дискуссионным, его содержание должно побудить школьника к поиску на него ответа. В 60-70-е гг. таких требований не было. Из формулировки вопроса следует и содержание ответа учащихся. Так как вопросы, предлагаемые для изучения в советский период, носят в большей степени репродуктивный характер, то значительная часть семинара посвящена выслушиванию докладов учащихся. При этом большая часть школьников не включена в активную деятельность, а просто воспринимает предложенные им готовые знания, в результате удержать внимание школьников на ответе докладчика достаточно сложно. Не смотря на то, что в разработке современного семинара первый пункт плана так же предлагает выступление докладчика, остальные учащиеся не занимают пассивную позицию, так как данное им задание (рецензия ответа докладчика) обеспечивает их включенность учебный процесс. Еще одним отличием можно считать то, что при подготовке докладчика к выступлению в 60-70-е гг. он опирался на материал, предложенный ему учителем. Указывались даже страницы, на которых необходимо брать изучаемый материал, что не совсем соответствует исследовательскому методу, который предполагает самостоятельную работу учащихся над поставленной задачей.

Использование документального материала так же практикуется довольно давно, отличие в его использовании состоит в том, что в 60-70-е гг. вопросы, которые ставились к документу, предполагали нахождение прямого ответа на них после его прочтения. Сегодня такие вопросы сочетаются с вопросами на размышление, например, выяснить, с какой точки зрения документ описывает события, можно ли доверять данному документу. Кроме того, сегодня одной из задач работы с документальным материалом является задача научить школьников методам работы с документом, что так же предполагает умение выявлять авторскую позицию.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Земские сборы и повинности
Земства состояли из уездных и губернских управ, находились под губернаторским контролем, решали местные вопросы, не имея политических прав. Земские собрания состояли из гласных, собиравшихся ежегодно под руководством предводителя дворянства. 12 июня 1890 г. установлена бюрократическая опека над земствами. Содержались земства за счёт зем ...

Снятие блокады Ленинграда
Эпопея героической битвы за Ленинград разделяется на четыре основных этапа. Первый из них - это бои и операции на дальних и ближних подступах к Ленинграду в июле - сентябре 1941 года, осуществление крупных мероприятий по мобилизации всех сил и ресурсов на отпор врагу. Важнейшим на этом этапе было оборонительное сражение на реке Луге, гд ...

Деятельность ВЧК. Борьба с контрреволюцией и саботажем
В октябре 1917 г. возникает первое дело ВЧК о центральной организации саботажа – «Союзе союзов служащих государственных учреждений». 22 октября 1917 г. обсуждается план операции по этому делу. Принимается решение об активных действиях против саботажников. На следующий день был задержан председатель «Союза союзов» и многие активисты. В и ...