Рекомендации по применению методического опыта 60-70-х гг.на уроках истории
в современной школеСтраница 4
Можно ли оправдать столь сложный поступок Андрея Курбского? Если да, то можно ли мстить тирану, изменив отечеству. Ведь по прошествии нескольких месяцев после бегства Курбский возглавил литовское войско в походе на Россию.
В 60-70-ые годы проблемную задачу чаще всего заменяли логическими заданиями, примеры которых были описаны выше. Их отличие состоит в том, что логические задания не требовали обязательного наличия противоречия. Для решения логического задания ученик должен самостоятельно, раскрыть причинные связи, дать обоснованную оценку историческим событиям и явлениям, указать на их сходство и различие, систематизировать и обобщить факты и события, сделать выводы. Тем не менее, эти задания так же развивали познавательную активность и самостоятельность учащихся, помогали им эффективно усваивать исторический материал.
Подводя итог можно сделать выводы о том, что методы и приемы обучения широко использовавшиеся в преподавании истории в 60-70-ых годах, а прежде всего метод проблемного обучения, и сегодня продолжают активно применяться учителями истории. Но представляется, что со временем произошли изменения в понимании некоторых его элементов. Сегодня большее внимание уделяется заданиям, направленным на развитие, прежде всего самостоятельного мышления учащихся. В 60-70 годы эти задания также применялись, но, не смотря на то, что главной задачей ставилось развитие мышления учащихся, предпочтение отдавалось самостоятельной работе направленной в большей степени на систематизацию и обобщение фатов.
Популярной формой проведения урока становился семинар, так как он способствовал формированию самостоятельности в работе с источниками, развитию диалогической речи учащихся, что особенно отвечало задачам исторического образования в этот период. Это отразилось в разработках учебных занятий учителей тех лет. (См. Приложение). Более подробно рассмотреть возможность сочетания педагогического и методологического опыта советских лет и современности представляется возможным на примере учебного занятия в форме семинара.
Сегодня педагоги также признают большую роль семинара в формировании и углублении знаний учащихся, их систематизации и обобщения на основе самостоятельного изучения разнообразных источников; в развитии широкого спектра аналитических умений, в том числе: конспектирования, рецензирования, подготовки развернутых проблемно-тематических выступлений, оппонирования, критического сопоставления источников.
Однако в последнее время интерес школьников и студентов к семинарским занятиям снизился, что поудило преподавателей искать способы их «реанимации».
Прежде всего, предлагают отказаться от безликих, невыразительных формулировок темы занятия, несущих в себе готовые выводы и оценки («Упадок…», «Всемирно-историческое значение…» и т.п.). В начале семинара рекомендуют сразу же показать актуальность, проблематичность, дискуссионность его содержания, увлечь школьников перспективой познакомиться с разными точками зрения и определить собственное отношение к историческому прошлому («Полярная мифология о старой России: «золотой век» или «темное прошлое»).
Столь же проблемно рекомендуют формулировать пункты плана семинарского занятия. Оптимальным для двух часового занятия считается 4-6 вопросов. В вопросах следует избегать однозначных утверждений – императивов типа: «Историческая ограниченность империалистической стадии развития российского капитализма, как следствие «наложения эпох», а предлагать учащимся самостоятельно оценить историческую ситуацию, определить тенденцию, объяснить особенности, для чего формулировать вопросы к семинару следующим образом: «Типы российских монополий и причины сложившегося на рубеже XIX –ХХ вв. соотношения».
Еще одним способом формулирования вопросов семинара является прямое указание на способ обработки источников и представления материалов («Сравните оценки петровских реформ в XVIII и XIX вв, сделайте оценочные выводы и объясните различия в подходах», «По статистическим материалам составьте диаграмму развития рабочего движения в России накануне первой мировой войны и кратко охарактеризуйте его»).
К списку литературы, рекомендованной для подготовки всех учащихся, может быть приложен дополнительный, адресованный ученикам с устойчивым интересом к истории, а так же индивидуальный указатель книг для тематических сообщений, в том числе регионального характера.
Оживление и разнообразие в методику проведения семинаров вносит и предварительное распределение между старшеклассниками учебных поручений. Для семинара по методу «малых групп» класс заранее делится на коллективы в 3-5 человек и распределяет роли докладчика, содокладчика, оппонента, рецензента, «вопрошающего» и др.
Первые князья
Выжить наши далекие предки могли, только создав довольно прочную военную организацию, с помощью которой можно было отстоять свою независимость.
Славяне в 6 веке жили в условиях военной демократии, поэтому воинами у них были все взрослые мужчины. Важные вопросы решались на собрании племен, или племенном вече. Большим уважением пользовал ...
Временный режим. Конституционно-правовое оформление Четвертой республики
Формирование органов власти в освобожденной Франции находилось под контролем двух крупнейших организаций Сопротивления – деголлевского
французского комитета национального освобождения и Национального совета сопротивления. Уже 2 июня 1944 г. ФКНО I объявил себя Временным правительством. Под его эгидой в Алжире начала действовать Консульт ...
Историки XIX века о славянских и варяжских племенах до призвания Рюрика. Славянские
племена до образования государства.
Вопрос об уровне развития славянских племён до призвания варягов является весьма, если не сказать принципиально важным. Именно в нём заключается суть спора норманистов и антинорманистов. Дело в том, что уровень жизни в Древнерусском государстве, т.е. государстве, первым правителем которого был Рюрик, разногласий не вызывает. А вот на ур ...