Рекомендации по применению методического опыта 60-70-х гг.на уроках истории в современной школе
Страница 6

История » Реализация традиций обучения истории 60-70-х гг. ХХ века в современной школе » Рекомендации по применению методического опыта 60-70-х гг.на уроках истории в современной школе

Для обсуждения на семинаре выдвигаются следующие вопросы:

1. Александр Николаевич – реформатор от Бога?

2. Крестьянская реформа – историческая неизбежность?

3. Отмена крепостного права: свобода или новое закабаление?

Перед тем как преступить к изучению данной темы учитель отмечает, что отмена крепостного права была вековой мечтой русского крестьянства и страшила дворянство. Многие правители видели вред крепостничества для страны (Екатерина II, Николай I), но не решились отменить его, опасаясь недовольства дворян. Решился отменить крепостное право только Александр II. Почему? Может быть, он был принципиальным противником крепостнических порядков с момента вступления на престол?

После вводной беседы учитель преступает к изучению первого вопроса семинарского занятия. Как вариант работы по данному вопросу может прозвучать доклад ученика, но заранее докладчика не назначают. Каждый учащийся заранее готовит небольшое сообщение (5-7 мин.) посвященный данному вопросу. Это обеспечивает готовность всех учащихся к работе на семинаре. Список литературы, посвященной правлению Александра II, также не прилагается. Школьники должны самостоятельно подобрать необходимый материал, что соответствует включению элементов исследовательского метода, прививает учащимся элементарные навыки самостоятельных поисков новых знаний. На семинаре учитель сам назначает выступающего. Для того, что бы удержать внимание школьников на выступлении докладчика им может быть предложено следующее задание: после сообщения дать краткую рецензию на выступление одноклассника и дать его оценку. Предполагается, что подобные задания учащиеся выполняли ранее и с планом рецензии, который включает в себя оценку достижения цели, поставленной докладчиком, оценку структуры и логичности отобранного материала, его значимости, они знакомы.

Работа по второму пункта плана имеет важное значение, так как дает возможность выяснить основные предпосылки отмены крепостного права. При изучении этого пункта плана перед учащимися можно поставить следующий вопрос: Корнилов А.А. в курсе истории России XIX век пишет «По отношению к крестьянскому делу цесаревич Александр Николаевич был даже правее Николая и во всех комитетах по крестьянскому делу, в которых ему пришлось участвовать, он неизменно поддерживал помещичьи права и интересы. Поэтому когда он вступил на престол, то люди, близко стоявшие ко двору, думали, что теперь-то наступит настоящая дворянская эра. Противники крепостного права выражали сожаление, что теперь пропадет всякая надежда … наоборот, крепостники готовы были торжествовать». Да и сам император в разговоре с московским губернским представителем дворянства Шербатовым сказал: «Слухи носятся, что я хочу объявить освобождение крепостного состояния. Это не справедливо… Вы можете это сказать всем направо и налево». А в день подписания манифеста, по словам историка и государственного деятеля М.П. Погодина, император заявил: «Сегодня – лучший день моей жизни!». Он плакал, и смеялся, и деточек целовал, и близких обнимал, спрашивал, рассказывал. Окружающие диву давались, глядя на него. Что заставило императора изменить свои первоначальные взгляды? Почему император подписал манифест об освобождении крестьян, хотя еще несколько лет до этого он зарекомендовал себя сторонником крепостничества? После этого учитель выслушивает ответы учеников и записывает вместе с ними (под их диктовку) основные причины отмены крепостного права на доске, и делает вывод о назревшей необходимости проведения крестьянской реформы.

Другим способом изучения второго вопроса может быть следующие задание: учащимся задается вопрос «согласны ли вы с мнением некоторых историков (например, С.В. Мироненко) о том, что крепостное право могло бы просуществовать еще несколько десятилетий?» и предлагается ответить на него письменно на уроке в течении нескольких минут. Данное задание позволить проверить знания всех учеников класса, кроме того, оно способствует развитию письменной речи учащихся.

После выяснения предпосылок отмены крепостного права учащимся для анализа может предлагается документ «Из записки, составленной департаментом полиции исполнительной, о волнениях крестьян в 1859г.» и дается задание описать документ несколькими словами, выяснить кем, где и когда был написан документ. Выяснить, с какой точки зрения он описывает события, можно ли доверять данной информации. В чем значение документа. Данный документ дает возможность учащимся познакомиться с районами, где случаи неповиновения крестьян были наиболее распространены, выяснить причины неповиновения и его формы. Учащимся отводится 5 минут на ознакомление с документом, после чего выслушиваются ответы учащихся. Для привлечения к обсуждению большего числа учащихся и для экономии времени лучше провести фронтальный опрос. Данное задание развивает умение самостоятельно читать документ, содействует конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого, создает ощущение духа эпохи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Минуты отчаяния и чудесное исцеление
Летом 1671 года Москва была охвачена пожарами. К концу июля пожары осветили Белый город. За одну ночь выгорела вся Покровка. Сгорел в эту лихую пору и дом Никиты. Изограф поздно узнал о своей беде – неделями мастера Оружейной палаты защищали от огня Кремль. И когда Никита пришел к своему дворовому месту, то узнал его лишь по обгорелой б ...

Исламская революция в Иране. Ход революции
Характер осуществлявшейся шахским режимом в 60- 70- х годах индустриализации привел к образованию хозяйственной структуры не способной функционировать без привязанности к мировому капиталистическому рынку. В конце 70-х годов Иран обеспечивал за счет импорта 70 % потребностей промышленности в сырье и материалах, 80 % в машинном оборудова ...

Условия содержания политических ссыльных
Количество ссыльных поляков в Олонецкой губернии дошло до 300 человек, сюда же выслано было 700 семей кавказских горцев. Из-за большого количества людей, не хватало места в домах и острогах. Началась серьезная борьба революционеров и самодержавной властью. В шестидесятых городах девятнадцатого столетия правительство издает циркуляцию ...