Рекомендации по применению методического опыта 60-70-х гг.на уроках истории в современной школе
Страница 1

История » Реализация традиций обучения истории 60-70-х гг. ХХ века в современной школе » Рекомендации по применению методического опыта 60-70-х гг.на уроках истории в современной школе

Данная глава посвящена разработке и оценке возможности проведения учебного занятия в современных условиях с учетом богатого опыта в области методики преподавания истории учителей, работавших в 60-70-ых годах. В частности знаниях о формах и методах проведения урока, использования различных средств и приемов для активизации познавательной деятельности учащихся. www.cleverbanks.ru

Сегодня одной из важнейших тенденций, определяющих развитие современного исторического образования является индивидуализация образования, ориентация на повышение познавательной деятельности учащихся, увеличения их самостоятельности. По прежнему одной из главных целей преподавания истории остается формирование целостного мировоззрения учащихся на основе представления о мире как о многогранном процессе, протекающем во времени и пространстве. Однако, молодые люди, окончив школу, быстро приходят к выводу, что большая часть полученных знаний – лишний груз и напрасная трата времени: они не умеют видеть действие тех законов, которые изучили в школе, не всегда умеют применить полученные знания.

Общеизвестно, что одной из причин существования данной проблемы является пассивная позиция ученика в процессе обучения. Это результат большой информационной перегрузки программ. Учителю некогда вести совместный поиск научных истин в форме проблемных уроков-семинаров или хотя бы эвристических бесед, он вынужден нагружать учеников информацией в лекционной форме или в форме диктовки основных положений теории. Знания и умения ученика оцениваются в основном по тому, как ученик воспроизводит изложенный материал. При этом уровень знаний выпускников школ зачастую не отвечает современным потребностям общества.

Исходя из этого, возникает необходимость выбирать формы проведения уроков, учебные задания, методы и приемы проведения занятия с учетом поставленных современностью задач в области исторического образования. Сегодня развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности. Поэтому на современном этапе в школах активно идет поиск новых способов активизации учащихся и повышения эффективности уроков. Часто учителя обращаются к ранее накопленному опыту, переоценивая его и адаптируя полученные знания к современным условиям.

Как показал анализ специальной литературы, не смотря на то, что, по прежнему, как и в советский период, основной формой учебных занятий по истории остается урок, при этом все большую популярность приобретают его различные виды, которые не вписываются в его традиционное понимание, а в большей мере способствуют развитию умений и навыков, необходимых современному выпускнику. Это, например такие виды урока как «Концерт» «Спектакль», «Литературный салон», «Игра-соревнование», «Игра-путешествие», «Пресс-конференция», «Телемост», «Урок-суд», конкурс знатоков и многие другие.[46]

Растет интерес и к другим формам проведения учебного занятия. В старших классах распространены школьные лекции, так как они приучают старшеклассников к самостоятельной работе с устным словом как основным источником информации, к ведению грамотных и экономичных записей, к внутреннему диалогу с лектором-преподавателем, а так же постепенно готовит их к условиям вузовского обучения.

Активно используются сегодня лабораторные занятия, на которых организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по учебнику или источникам. Такие формы занятий способствуют выработке у учащихся умений анализировать и сравнивать исторические сведения и их толкования, формулировать собственные суждения и аргументировать их, терпимо и с пониманием относиться к наличию иных точек зрения на факты прошлого. Способствуют накоплению опыта социального общения и гражданского поведения учащихся.

Документальный материал используется сегодня на всех этапах урока. Почти во всех современных школьных учебниках в конце каждого параграфа содержатся выдержки из документов и вопросы к ним. В некоторых учебниках истории нового поколения документальный текст впервые уравнен с основным по объему. К сожалению, этим зачастую и ограничивается использование документального материала в современной школе. Сегодня наиболее «популярными» заданиями остаются ответы учащихся на вопросы, поставленные к документу, и составление краткого рассказа по документу.

Однако следует отметить, что если в советское время главной целью привлечения документа было изучение и заучивание коммунистических постулатов, то сегодня главная их цель - научить школьников методам и приемам работы с документами, извлечения из них информации. Например английский методист Дж. Файнс выделил восемь ступеней в работе учащихся с документами, которые позволяют сделать ее более эффективной:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

"Наказ" и Комиссия 1767 - 1768 гг.
В январе 1765 года Екатерина начала непосредственно работу над законодательным проектом. С самых первых набросков работа была своеобразной. Первоначальный текст будущего "Наказа" (в большинстве - выписки из Монтескье, Люзака, "Энциклопедии", Беккариа) был написан по-французски. Затем секретари императрицы сделали рус ...

Социально-экономическое развитие стран Западной Европы и США в ХIХ – начале ХХ
Новое время — эпоха становления и развития буржуазного общества, зарождения и формирования индустриальной цивилизации. В этот насыщенный событиями исторический период утверждались капиталистические порядки, значительно ускорялась динамика общественных процессов, создавались колониальные империи, и формировалась единая система мирового к ...

Генрих фон Зибель и малогерманцы
Историки малогерманской школы оказали широкую идеологическую поддержку войне Гогенцоллернов против монархии Габсбургов в 1866 г. Это выразилось, прежде всего, в создании легенды о «национальной миссии» Гогенцоллернов, изображавшей их политику как осуществление во все времена национально-государственных интересов. Основа легенды была зал ...