Заключение
Страница 4

* Таблица составлена работниками Комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК на основании статистических сведений, поступивших с мест и из НКВД, ранее занимавшегося учетом религиозных обществ.

В своей работе Комиссия столкнулась с рядом трудностей. Местные органы под всяческими предлогами не давали такой отчетности, или предоставленные ими сведения вызывали серьезные сомнения в их достоверности.

И все же, как ни стремилась Комиссия исправить ситуацию в религиозной сфере, ей этого не удавалось. Все ее правозащитные усилия перекрывались в своем решении теми силами в государственно-партийном аппарате, что ориентировались в решении "религиозного вопроса" на административный диктат. В таких условиях сворачивается деятельность местных Комиссий. Единственным возможным выходом из создавшегося положения, когда в стране не существовало никакой другой организации, занимавшейся проблемами религии, было создание общесоюзного органа, ответственного за "церковную политику", принятие общесоюзного акта по регулированию деятельности религиозных обществ.

В апреле 1934 г. на объединенном заседании секретариатов ЦИК СССР и ВЦИК принимается решение об образовании при Президиуме ЦИК СССР Постоянной комиссии по культовым вопросам, а уже в мае под председательством П.Г.Смидовича она приступила к своей деятельности. В состав союзной Комиссии вошли представители союзных республик, Верховного Суда и Прокуратуры СССР, НКВД, ВЦСПС, ЦК ВКП"б", Института философии Киноакадемии, Центрального совета Союза воинствующих безбожников. В круг дел Комиссии включалось:

* разработка проектов постановлений по вопросам, связанным с деятельностью религиозных организаций;

* рассмотрение жалоб и заявлений верующих и религиозных организаций;

* учет религиозных обществ, групп и духовенства;

* разъяснения и толкование норм законодательства о культах;

* координация и контроль за деятельностью республиканских и иных комиссий по культовым вопросам и т.д.

Однако очень скоро работа Комиссии стала тормозиться как "сверху", так и "снизу". Это объяснялось не только желанием республик самостоятельно разрешать вопросы, связанные с церковью и религией, но и в значительной степени той безучастностью, с которой относился Президиум ВЦИК СССР к своей Комиссии. Она почти полностью была лишена условий для нормального функционирования: не хватало помещений, штат состоял из трех ( ! ) человек; отсутствовало Положение, юридически регулировавшее деятельность этого органа; не было средств для командировок в республики.

В одиночку Комиссия старалась сдерживать административное давление. Об этом говорит характер решений, принятых по рассмотрении дел о закрытии культовых зданий.

Таблица 3

Годы

Количество дел о закрытии культ.

Зданий

Принято решений закрывать не закрывать

1934, май-декабрь

105

91 14

1935

373

323 50

1936

420

308 112

1937

359

253 83

В своих решениях о закрытии Комиссия руководствовалась такими "побуждениями": является или нет закрываемая церковь последней в районе, каковы перспективы использования культового здания, законность действий местных властей, расстояние до ближайшей действующей церкви.

Многие поступающие с мест документы о закрытии молитвенных зданий возвращались на доследование на места. Но сдержать волну беззакония Комиссия, конечно, не могла. Обстановка в религиозной сфере окончательно вышла из-под контроля. Характеризуя положение на местах, П.А. Красиков, возглавивший Комиссию в 1935 г. после смерти П.Г. Смидовича, информировал ЦК ВКП(б):

"В ходу административные приемы, застращивания, репрессии. Отдельные работники всех верующих считают контрреволюционерами, а следовательно, и не желают считаться с их просьбами, хотя и вполне законными. К этому следует добавить, что в союзную Комиссию с мест поступает недобросовестная информация, всячески волокитятся ответы на ее запросы, документы оформляются столь небрежно, что на их основании нельзя принимать какие-либо решения, нередко поступают и ложные сведения. И вместе с тем становится невозможным проведение единой линии в "церковном вопросе", ибо идет откровенная погоня за цифрами о закрытии культовых зданий".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Завоевательные походы хана Батыя и их последствия для русских земель
После смерти Чингиз-хана (1227 г.) наследником стал его сын Угэдей. Завоевательные походы были продолжены. В начале 30-х годов XIII в. монголы вновь обрушились на Закавказье. А в 1236 г. начинается поход на русские земли. Его возглавил внук Чингиз-хана, сын его старшего сына Джучи-Бату (Батый), который получил во владение (улус) западн ...

Идеология
Народничество представляет особую разновидность утопического социализма, свойственную странам с преобладанием сельскохозяйственного производства и крестьянского населения, со слабым развитием промышленности. Ко времени зарождения народничества в передовых странах Европы капитализм уже достиг той стадии развития, когда обнаружились корен ...

Русские земли в составе Золотой Орды: социально-экономическое и политическое развитие
В 1237-1241 гг. русские земли подверглись удару со стороны Монгольской империи – центрально-азиатского государства, завоевавшего в первой половине XIII в. огромную территорию от Тихого океана до Центральной Европы. После походов на Северо-Восточную и Южную Русь, соответственно в 1237-1238 и в 1239-1240 гг., объединенного монгольского во ...