Заключение
Страница 2

Соприкасаясь с реальной религиозной обстановкой в стране, анализируя информацию с мест о практике проведения в жизнь положений и норм постановления "О религиозных объединениях", Комиссия оперативно информировала центр о выявляемых нарушениях, вносила предложения по урегулированию конфликтных ситуаций. Комиссия настояла на принятии специального циркуляра в адрес местных органов, в котором осуждались перегибы в осуществлении религиозной политики и предписывалось не предпринимать никаких мер, направленных вопреки законам против служителей культа. www.edubrilliant.ru

Комиссия, как никакой другой орган, могла оперативно оценить, какие из принимаемых законов, инструкций и циркуляров, регулирующих сферу деятельности религиозных организаций и духовенства, требуют срочной корректировки или отмены. Так было, к примеру, с практикой налогообложения молитвенных зданий и духовенства. Подтверждение тому находим в архивах УФСБ Курской области.

11 декабря 1929 года в с.Хлевище Алексеевского района Острогожского округа порядка двухсот женщин из этого села, а также из близлежащих хуторов – Станичного и Березняки, пришли к зданию сельского совета с требованием не выселять из своего дома местного священника и освободить его от налога.

От сельсовета собравшиеся направились к школе, намериваясь расправиться с учительницей за то, что она якобы снимает с учеников крестики. Но, не застав педагога дома, женщины постепенно разошлись по дворам.

Позднее выяснилось, что поводом к агрессивному поведению женской половины населения с. Хлевище послужила деятельность сельских активистов, задавшихся целью выселить священника Слюсарева из села и закрыть церковь. В сентябре 1929 года на него был наложен сельхозналог в сумме 156 рублей 40 копеек, которые он уплатил. Тогда с него дополнительно взыскали еще 23 рубля 40 копеек. После этого на священника была наложена контрольная цифра хлебозаготовок в 80 пудов, которые он не смог вывезти, за что был оштрафован на 400 пудов и в итоге лишился всего имущества. А так как он продолжал проживать в селе, на него наложено было еще 97 рублей 50 копеек сельхозналога и 49 рублей самообложения. Но Слюсарев и эту сумму выплатил! Тогда председатель сельсовета Мальцев и секретарь Кузнецов в ультимативной форме приказали батюшке покинуть село. 10 декабря 1929 года, завершив богослужение, Слюсарев заявил присутствующим, что сил для борьбы у него не осталось, поэтому он служить в церкви больше не будет и покидает Хлевище навсегда. Что и привело к массовым выступлениям женщин.

Сообщая в Наркомфин обобщенные по стране данные о нарушениях в этом вопросе, председатель Комиссии П.Г.Смидович указывал:

"Налоговое обложение священнослужителей проходит на местах в порядке сплошного издевательства, несмотря на принимавшиеся меры. На этой почве доходило до самоубийства. Неизбежна определенная реакция среди верующих. Необходима новая инструкция НКФина, о чем прошу".

Письмо подействовало, в действовавший ранее распорядок налогообложения были внесены изменения: определен точный перечень обязательных платежей и их размеры; возвращались религиозным обществам ранее излишне начисленные суммы платежей и т.д.

Комиссия была органом, куда стекались многочисленные жалобы и обращения верующих и духовенства в связи с нарушениями законодательства о культах. Многие из жалоб Комиссия направляла для проверки в центральные партийные и советские инстанции, в правоохранительные органы. По многим она вела многолетнюю переписку с местными властями, пресекая или предотвращая их незаконные действия.

Маховик репрессий только-только начинал раскручиваться и, поэтому, нередки были случаи, когда дела по политическим статьям прекращались, а арестованных освобождали. Так, в феврале 1930 года сотрудники Курского окружного отдела ПП ОГПУ по ЦЧО арестовали протоиерея Тимского собора отца Владимира (Спасского), которому инкриминировали ст. 58 УК РСФСР, т.е. контрреволюционные действия. В чем же конкретно состояла преступная деятельность Владимира Александровича Спасского, 1869 года рождения, уроженца села Гриневка Щигровского уезда, сына священника, выпускника Петроградской духовной академии, отца 7 детей ?

Он обвинялся в том, что «в период царского самодержавия, в частности с 1909 по 1912 годы, состоял членом монархической организации «Союз русского народа», а в 1912 – 1917 годах, будучи депутатом Государственной думы, вел активную политическую деятельность, всецело направленную против трудящегося класса. В 1919 году при приходе в Тим белых банд, видя в них спасение от ненавистной ему Советской власти, он на площади служил благодарственный молебен и активно содействовал таковым путем тайной выдачи коммунистов и лиц, сочувствующих Советской власти».

Спасский виновным себя не признал. На допросе заявил: «По христианскому учению являюсь сторонником коллективизации, подчиняюсь Советской власти и служу народу». Вместе с тем, еще в 1918 году он просидел два месяца в ЧК в качестве заложника, а в 1919 году арестовывался уже как бывший секретарь Тимской организации «Союза русского народа», насчитывающей, кстати, всего около двадцати человек. Накануне ареста Спасского, сельский совет продал комитету взаимопомощи принадлежащий священнику дом, за неуплату хозяином налога.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

По неосвоенным просторам
Путешествие началось 15 мая 1849 года. Они проехали много сёл и остановились в Якутске, затем в Охотске. 25 июня генерал – губернатор прибыл в Охотский порт, который произвел на него отвратительное впечатление, что он не стал тут долго задерживаться. Охотск подтверждал свою дурную репутацию: их корабль выбросило на бар. Только 7 июля уд ...

Голлизм и образование Пятой республики
Социально- экономическое развитие Франции в период президентства С приходом к власти де Голля был совершен новый Иповорот к практике дирижизма. Де Голль считал, что абсолютизация принципа экономического либерализма является одной из причин стагнации общественного развития. Голлистская экономическая концепция признавала приоритет стихийн ...

Начало формирования идеологии единого Московского государства в период правления великого князя Ивана III (1462-1505) и его сына Василия III (1505-1533).
Для того чтобы каждый осознал возросшее значение Московского государства, одного внешнего великолепия было недостаточно. Необходимо было найти и новые понятия – идеи, в которых отразились бы и древность русской земли, и ее независимость, и сила ее государей, и истинность ее веры. Центром, где создавалась новая идеология, была Москва. Од ...