Заключение
Страница 7

Специальная коллегия Курского областного суда своим решением от 9 декабря 1935 года приговорила архиепископа Онуфрия (Гагалюка Антона Максимовича), священника Ахтырской церкви Ипполита Красновского, священника Николаевской церкви Мартиниана Феоктистова, священника Троицкой церкви Виктора Каракулина к 10 годам лишения свободы. Дьякон Троицкой церкви Василий Гнездилов был осужден на 7 лет, псаломщик Николаевской церкви Александр Вязькин на 5 лет лишения свободы.

Осужденные были признаны виновными в том, что они, «являясь служителями религиозного культа, используя религиозные предрассудки масс, организовались в группу и под руководством Гагалюка. Начиная с октября 1934 года и по день ареста, вели среди верующих контрреволюционную агитацию и пропаганду против советской власти, за свержение ее путем поражения; за отрыв от Советского Союза советской Украины, усиление фашистской пропаганды. Распространяли пораженческие идеи и провокационные слухи о неизбежной гибели советской власти, вплоть до открытого выступления с оружием в руках против существующего строя. Производили постриги в монахи, осуществляли сборы денежных средств для оказания помощи служителям религиозного культа, находящимся в тюрьмах и ссылках».

Вины в предъявленном им обвинении осужденные не признали и заявили, что антисоветской агитацией они не занимались.

Никто из свидетелей, допрошенных в суде, не показал, что обвиняемые по делу призывали верующих к свержению или ослаблению советской власти, а равно к совершению контрреволюционных преступлений, распространению или хранению контрреволюционной литературы. Никто из них не смог привести и конкретных фактов антисоветской агитации. Но, тем не менее, «праведный» суд свершился.

И только в 1993 году была поставлена окончательная точка в этом деле. На основании Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года Красновский, Феоктистов, Вязьмин, Каракулин, Гнездилов были реабилитированы. Тогда же Генеральная Прокуратура Российской Федерации сняла все обвинения в отношении архиепископа Курского Онуфрия (Гагалюка).

В докладной записке об итогах оперативно-следственной деятельности УНКВД по Курской области, направленной 13 ноября 1938 года на имя наркома внутренних дел СССР Н. Ежова, отмечалось, что «коллективом Управления проделана весьма значительная работа по разгрому правотроцкистской, эсеровской и других антисоветских организаций . За время с 1октября 1936 года по ноябрь 1938 года было арестовано 13975 человек, в том числе … церковников – 1286."

Там же находятся сведения орловских чекистов: из общего числа (17015) репрессированных в ходе подобной специальной операции, 615 человек составили служители культа, а 404 – «активные церковники».

К середине 1937 г. в настроениях партийного и советского актива получило широкое хождение и поддержку мнение о необходимости полной ликвидации законодательства о культах и постановления «О религиозных объединениях» ВЦИК и СНК РСФСР, который якобы создал организационную основу для оформления наиболее активной части церковников в широкую и разветвленную организацию, враждебную Советской власти.

Выступая против настроений такого рода, П.А. Красиков от имени Комиссии по культовым вопросам настойчиво указывал, что главная причина обострения религиозной ситуации заключается не в самом факте наличия «антисоветской деятельности», а в перегибах при решении религиозного вопроса, неправильном применении закона, форсировании процесса ликвидации религии. Он предупреждал о росте недовольства среди верующих, о нарастании волны беззаконий и нарушений местными властями законодательства о культах. Им же было внесено предложение о совершенствовании последнего. Проекты союзного законодательства «Об отправлении религиозных культов и о молитвенных зданиях» из 18 и 24 статей были направлены в директивные органы в августе 1937 г., однако ответа не последовало. И более того, центральная и местные Комиссии по культовым вопросам при Президиуме ЦИК СССР были упразднены. Единственной государственной структурой, занимающейся Церковью, стал специальный отдел НКВД.

30 августа 1937 года вышел оперативный приказ Ежова за № 00447, в результате которого было уничтожено множество людей. В этом приказе «церковники» были отнесены к «антисоветским элементам». С 5 августа по заранее установленным лимитам по всей стране начались массовые расстрелы. Становилось ясным, что в условиях обостряющейся внутриполитической и международной обстановки конструктивное решение религиозного вопроса и отношений власти и церкви откладывается на неопределенный срок.

Отличительной особенностью дореволюционной России была высокая степень ее религиозности. Стремление большевиков оторвать народ от исторической традиции явилось одной из причин их жестокого давления на Русскую православную церковь. С первых дней Советской власти началось активное вмешательство государства в церковные дела, что подтверждают принятые правительством «юридические акты». Так, одиннадцатого декабря 1917 года нарком просвещения подписал декрет о конфискации имущества духовных семинарий и академий. Спустя шесть дней лишается государственного признания церковный брак. С двадцатого января 1918 года прекращены все виды дотаций священнослужителям, а двадцать третьего января увидел свет печально известный декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Наконец, Конституция РСФСР 1918 года (ст. 65) лишила духовенство и монашествующих права голоса как «нетрудящийся элемент».

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Новый политический режим
Силовая развязка конфликта между Президентом и парламентом определила путь дальнейшего развития России. В истории разных стран много раз, начиная с Кромвеля, главы исполнительной власти разгоняли парламенты. Обычным исходом таких событий становились диктатуры, гарантирующие победителей от мести побежденных. Однако именно этот путь для Р ...

Политическое устройство, социальная политика и международная роль русского государства в конце XV- начале XVI вв. Иван III – «государь всея Руси».
По мере объединения русских и значительной части нерусских земель под властью московского государя изменялся самый характер его власти, ее организация и идеология. При Иване III было положено начало формированию системы централизованного аппарата и произошло резкое усиление великокняжеской власти. После того как Русское государство осво ...

Реформы Солона, Писистрата, Клисфена, Эфиальта, Перикла
По предложению Солона были отменены долги крестьян. Афиняне, попавшие в рабство за долги, получили свободу. Запрещалось и впредь обращать свободных афинян в рабов. Реформы Солона не изменили положения рабов, привозимых в Афины из других стран. Оно оставалось таким же тяжелым. По тимократической реформе все афинские граждане были разде ...