Общественный и государственный строй Российской Империи. Причины образования абсолютной монархии в России

История » Общественный и государственный строй Речи Посполитой и России в XVII–XVIII вв. » Общественный и государственный строй Российской Империи. Причины образования абсолютной монархии в России

Идея абсолютной монархии появляется в России еще во время правления царя Алексея Михайловича (царь с 1645 года). Алексей Михайлович был сторонником сильной самодержавной власти, считая ее «богоустановленной» и свободной от всяких ограничений. Недаром идеальным монархом в его представлении был Иван Грозный.[[39]] www.mixedbanks.ru

Алексею Михайловичу дали прозвище «тишайший»[[40]], годы его царствования изображали как годы всеобщего спокойствия, довольства и благоденствия. На деле же все было иначе: и царь не был тишайшим, и время его правления еще современники метко называли «бунташным».[[41]] «Бунташное» время царствования Алексея Михайловича побудило господствующий класс укрепить самодержавную власть и централизованное управление.

При абсолютной монархии все управление государством должно быть сосредоточено в руках верховного правителя. Никакие соборы и сеймы не могут собираться без его указания, никакие старосты, судьи, управители или начальники не могут назначаться в городах без его ведома.

Реформы в области государственного управления, проведенные в годы царствования Алексея Михайловича, знаменовали зарождение абсолютизма и были преддверием преобразовательной деятельности Петра I.

Каковы же причины образования абсолютной монархии в России?

Во второй половине XVII века отмечено значительное развитие производства и торговли, образование всероссийского рынка. Так же постепенно начинает складываться класс буржуазии. В XVII веке Россия вступила в новый период своей истории. Этот век характеризуется слиянием всех областей, земель и княжеств в одно целое. Это слияние было вызвано усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийский рынок. Так как руководителями и хозяевами этого процесса были капиталисты-купцы, то создание этих национальных связей было не чем иным, как созданием буржуазных связей.

Росла не только внутренняя, но и внешняя торговля. Россия XVII века торговала с Англией, Голландией, Швецией, Польшей, с германскими государствами их городами и другими странами Западной Европы, с Персией, Бухарой, Китаем. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Возможности внешней торговли были ограничены из-за отсутствия удобных морских портов. Россия не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Эта задача могла быть решена только силой в ходе войны со Швецией и Турцией. А для этого необходимо сильное государство.

Для успешного развития экономики необходима была сильная власть монарха, чтобы окончательно ликвидировать обособленность отдельных земель, чтобы действовали единые законы, чтобы защищать интересы своих купцов на международной арене.

Не имела Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий.

В сильной власти монарха в какой-то степени были заинтересованы все феодалы. Усиливается эксплуатация крестьянских масс. Обострялись классовые противоречия. Основное противоречие между городской беднотой с одной стороны, и феодальной знатью городов, примыкавшей к ней купеческой верхушкой и опекавшем ее правительством – с другой, непрерывно возрастало и неизбежно вело к восстаниям. Толчком к целой полосе городских восстаний послужила деятельность правительства первых лет царствования Алексея Михайловича. Но государственный аппарат сословно-представительской монархии не мог справиться с растущими выступлениями сельского и городского населения.

Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств — Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь были захватить и подчинить себе русские земли. Необходимо было бороться за политическую и экономическую независимость.

Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ?

Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа. Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран. Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны. Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей. Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.

Финансовое состояние
В истории Симбирска-Ульяновска биржи существовали дважды: одна - Симбирская товарная биржа - до революции, а вторая - Симбирская (с 1924 года - Ульяновская) товарная биржа во времена НЭПа. Биржи во времена НЭПа представляли собой довольно специфические структуры, весьма далекие от рынка. Это и не удивительно, если вспомнить государстве ...

Приложения
Приложение 1 Знакомство с творчеством Данило Вухтерса В казнохранилище они шли втроем: Никита, Симон Ушаков и его ученик, Георгейка Терентьев. Не каждому доводилось увидеть такое, что предстояло увидеть им. Они шли молча, дважды останавливались перед запертыми дверьми, пока ни попали в просторную палату. Поначалу было темно, но как тол ...

Пути развития начального профессионального образования
Школьная система, принятая в 1918 году, подвергалась некоторым изменениям уже в годы гражданской войны и иностранной интервенции. Были созданы рабочие факультеты, школы-клубы для рабочих-подростков, двухлетние школы для переростков и др. Переход на мирную работу потребовал существенных изменений в системе народного образования, особенн ...