Иран в период правительства МоссадыкаСтраница 2
Сложившееся положение вызывало протесты не только со стороны трудящихся и интеллигенции, но и со стороны значительной части предпринимателей. Левые организации и, прежде всего, Народная партия Ирана, требовали осуществления радикальных политических и экономических преобразований. [19, с. 169].
В то же время активизировали свою деятельность политические и общественные деятели и организации, выражавшие интересы национальной буржуазии. Так, осенью 1949 года был официально создан Национальный фронт- политическая организация, которую возглавил доктор Мосаддык [19, с. 183].
В 1950-1953 годах в Иране происходило всенародное антиимпериалистическое движение, направленное против главного устоя английского империализма в стране - Англо- иранской нефтяной компании (АИНК), которая в течение почти 40 лет грабила основное национальное богатство Ирана - нефть. За период с 1914- 1950 годы ей было вывезено из страны 325 млн. т. нефти и получено около 5 млрд. долларов прибыли. Из этой суммы Ирану было отчислено всего около 8 % [18, с. 4]. Вместе с тем, шла беспощадная эксплуатация иранских рабочих, заработная плата которых была самой низкой, по сравнению с заработной платой других промышленных рабочих.
АИНК имела свои порты, аэродромы, дороги, телефонные и телеграфные линии, радиостанции, полицию и разведку. Она вмешивалась во внутренние дела страны, подчиняла себе местные власти и оказывала влияние на внешнюю политику Ирана [18, с. 5] .
Бесцеремонное поведение АИНК в Иране и разграбление страны вызвали мощную волну народного возмущения и протестов, под воздействием которых меджлис 15 марта 1951 года принял закон о национализации нефтяной промышленности АИНК.
29 апреля 1951 года премьер- министром Ирана стал доктор Мохаммед Мосаддык, представлявший интересы национальной буржуазии. Будучи лидером «Национального фронта», Моссадык считал, что вывести страну из экономического кризиса возможно только путем ликвидации Английской нефтяной компании и национализации нефтяной промышленности [17, с. 440]. Вопрос о национализации был для него не только средством достижения экономической независимости Ирана, но и единственным способом решения всех экономических и политических проблем страны [18, с. 5].
Считая главной и единственной задачей своего правительства осуществление закона о национализации нефтяной промышленности, Моссадык ставил целью, как говорилось в законе, «использование доходов от эксплуатации этой промышленности на укрепление экономической мощи страны и обеспечения всеобщего благосостояния и спокойствия». Аграрный вопрос, бывший одной из важнейших задач послевоенного национально- демократического движения, но фактически признавался излишним. Но развитие национально-демократической борьбы и особенно массовые крестьянские выступления заставили Моссадыка осенью 1952 года обратиться и к аграрному вопросу [2, с. 127].
Проводимая правительством Моссадыка политика «закрытых дверей», экономический курс которой был направлен на содействие развитию экспорта традиционных товаров, поощряемого с целью получения иностранной валюты, поступление которой не могло быть тогда обеспечено вывозом нефти [2, с. 129].
Начало русского масонства. Понятие масонства
"Целью масонства, - читаем мы в статье о масонах в вышедшем в 1999 году справочном издании "Словарь религий народов современной России" под редакцией М.П.Мчедлова, - является достижение всем человечеством, независимо от расовой, национальной, духовной культуры, принципов свободы, равенства, братства, "царства истины ...
Ордынская политика в России
В это время укрепился и возвысился еще один центр Русской земли – Чернигов, куда в 1245 году вернулся после шестилетнего пребывания в Польше и в Венгрии черниговский князь Михаил. Чтобы не дать Руси чрезмерно усилиться ордынские ханы решили создать совершенную систему ордынского контроля над политической жизнью всей Руси. Первым пунктом ...
Культура Киевской Руси
Культура Киевской Руси стала основой формирования культуры трех братских восточнославянских народов – русских, украинцев и белорусов. Её истоки уходят в глубокую древность, а после принятия христианства культура восточных славян обогатилась и наследием античности. Образованным людям Киева, Новгорода, Смоленска и других древнерусских гор ...
