СФРЮ в условиях обострения межнациональных и социальных противоречий, конец 60-х - 80-е гг.
Страница 2

История » Югославянские народы в середине 40-х - конце 90-х гг. » СФРЮ в условиях обострения межнациональных и социальных противоречий, конец 60-х - 80-е гг.

В 1971-1973 гг. происходила фактическая чистка руководящих кадров партийных, государственных и хозяйственных работников. Обвинения в их адрес типичны для политической лексики тех лет: технократизм, анархо-либерализм, антисоциалистический догматизм и т.п.

В 1974 г. была принята конституция, которая оказалась последней в истории “государственного содружества объединившихся народов”. Согласно конституции, все средства производства находились в общественной собственности, предоставленной в пользование объединениям трудящихся. Последние образуют основные (первичные) организации объединенного труда (ОООТ). ОООТ провозглашались не только первичной ячейкой экономической системы страны, но и основной социально-политической структуры СФРЮ. Конституцией была введена так называемая делегатская система. На общих собраниях ОООТ избирались делегаты в вышестоящие органы самоуправления сроком на 4 года (в скупщины общин, городов, отдельных регионов и республик). Любой из делегированных депутатов теоретически мог быть отозван досрочно, если он недостаточно активно отстаивал интересы коллектива, выдвинувшего его в ОООТ.

Делегатская система не была подкреплена реальными возможностями социально-политического и экономического потенциала югославского общества. Большинство выдвигаемых в высшие органы власти депутатов были, по сути, представителями партийно-административной номенклатуры. Поэтому положение, чтобы избранные коллективами ОООТ делегаты скупщин, профсоюзных организаций исполняли волю избравших их коллективов, осталось только на бумаге.

Конституция 1974 г. значительно расширила права союзных республик и наделила их правами автономные края Сербии - Воеводину и Косово. Республики и края превратились по сути в независимые государственные образования и в сфере экономики, и в области государственно-политических прав.

Скупщина СФРЮ на совместном заседании двух палат (Союзное вече и Вече республик и краев) избирала Президиум СФРЮ - высший орган государственной власти. В его состав входили по одному представителю от каждой республики и автономных краев. За исторические заслуги перед народами Югославии Тито был назначен пожизненным председателем президиума, официально именуясь президентом. После его смерти 8 членов президиума ежегодно сменяли друг друга, именуясь председательствующим президиума СФРЮ.

Прошедший в июле 1978 г. XI съезд СКЮ был последним, на котором присутствовал и выступал его генеральный секретарь И. Броз Тито. В своем докладе он в очередной раз подчеркнул, что социалистическое самоуправление и политика неприсоединения являются основами внутренней и внешней политики СФРЮ. Съезд подтвердил, что в президиум СФРЮ делегируется равное количество представителей от республик и краев. Помимо ЦК был избран президиум ЦК СКЮ, в который вошло 23 человека. Его члены избирали из своих рядов сроком на 1 год председателя и на двухлетний срок - секретаря. Лишь правительство - Союзное исполнительное вече (СИВ) утверждалось Скупщиной на 4 года.

Неуклонное соблюдение демократических форм равноправия - ежегодная смена высших должностных лиц федерации и партии - приводило к различного рода конфликтам и организационным неурядицам, так как интересы республик и краев оставались различными. Эти различия, окончательно узаконенные конституцией 1974 г., стали еще более видимыми после смерти Тито в мае 1980 г.

Смерть И.Броз Тито - бессменного руководителя югославских коммунистов и главы новой Югославии на протяжении нескольких десятилетий, не могла не сказаться на дальнейшей судьбе федерации. Неоднократно личность этого человека была весьма значимым фактором в решении коренных вопросов внешней и внутренней политики, а авторитарный характер созданного им режима сдерживал остроту межнациональных противоречий.

В 80-е гг. СФРЮ вступила в обстановке резко усугубившихся экономических трудностей и выплеснувшегося на поверхность национально-политического кризиса в автономном крае Косово. В апреле 1981 г. в Косово начались массовые митинги и демонстрации. Одним из основных лозунгов протестующих было требование предоставления краю статуса союзной республики. Эти выступления явились для Белграда неожиданностью. Позже это объясняли тем, что подавляющее большинство работников милиции и органов безопасности Косово были албанцами, и не проинформировали своевременно о росте националистических и сепаратистских настроений среди жителей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Расходы на содержание политических ссыльных
Одним из немаловажным вопросом было содержание полит заключенных. Основная часть бюджета проживания бралась из заработка самих арестантов. Так же деньги брались из средств казны, оказывал свою финансовую поддержку Попечительский комитет, который создавался при роте. Тем не менее все затраты на содержание участников польского восстания в ...

Политический криз 1998 – 1999 гг. Внешняя политика России. Политический кризис 1998—1999 гг.
В результате дефолта 17 августа 1998 г. вся российская банковская система оказалась на грани краха. Несколько крупных банков разорились. Вклады населения в коммерческих банках упали на 15% в рублевом исчислении, а в реальном выражении — на 52%. Вкладчики не могли получить свои деньги из коммерческих банков. Резко увеличились цены на тов ...

Поиск новых концепций освободительной борьбы: Х.К. Мариатеги и В.Р. Айя де ла Торре. Апризм
На левом фланге общественно-политической жизни Латинской Америки продолжали действовать коммунистические партии, входившие на правах секций в Коммунистический Интернационал. До конца 20-х годов новые компартии появились в Эквадоре, Перу и Парагвае. Но они оставались малочисленными и продолжали отстаивать левосектантские позиции. Правда, ...