СФРЮ в условиях обострения межнациональных и социальных противоречий, конец 60-х - 80-е гг.
Страница 1

История » Югославянские народы в середине 40-х - конце 90-х гг. » СФРЮ в условиях обострения межнациональных и социальных противоречий, конец 60-х - 80-е гг.

Конец 60-х - начало 70-х гг. характеризуются резким ростом социальной и межнациональной напряженности. В мае 1968 г. в ряде городов СФРЮ прошли массовые студенческие демонстрации. Особо большой размах они получили в Белграде. “Бездомным студентам - общежития!”, “Долой красную буржуазию!” - таковы были лозунги белградских студентов. Сказывалась неравномерность развития отдельных национальных регионов. По всем показателям в сфере экономики, просвещения и по уровню жизни на первое место в СФРЮ вышла Словения. Последнее место принадлежало автономному краю Косово, находившемуся в составе Сербии, большинство населения которой составляли албанцы.

Все послевоенные годы Косово развивалось медленнее, чем любой другой из национальных регионов Югославии. Массовая неграмотность населения, самый большой демографический прирост населения в стране и самая низкая заработная плата - вот наиболее точные характеристики Косово тех лет. Средства массовой информации соседней Народной Республики Албании (НРА) стали призывать албанское население Косова к воссоединению. В ноябре 1968 г. демонстрации студентов, школьников и рабочих состоялись в ряде городов этого автономного края. Однако в Косово, как ранее и в Белграде, демонстрации были разогнаны милицией, а их участники арестованы.

Национальная и социальная напряженность, сопутствующая экономической реформе, и протест против сложившейся политической и экономической ситуации с наибольшей силой проявились в 1971 г. в Хорватии. В ноябре 1970 г. по всей Хорватии обсуждался проект новой конституции. Ее статьи предусматривали дальнейшее увеличение прав союзных республик, опять-таки за счет уменьшения законодательных прав органов федерации. Необходимость конституционных преобразований диктовалась многими обстоятельствами, среди которых было желание хотя бы отчасти ослабить обострившиеся межреспубликанские отношения и противоречия. Центральная пресса того времени обращала внимание на намерение переложить ответственность за дальнейшее социально-экономическое развитие страны на республики. В период обсуждения статей проекта конституционных изменений выявились различия в оценке предложенных поправок в республиках и краях СФРЮ. Конституционная реформа ставила более развитые Словению и Хорватию в привилегированное положение, особенно по части статей, значительно уменьшавших отчисления в фонд федерации для развития национальных регионов. Практически во всех республиках - Сербии, Черногории, Македонии, Боснии и Герцеговине - наблюдалась критика конституционных поправок. В Хорватии в средствах массовой информации все отчетливее и чаще говорилось об эксплуатации хорватского народа путем перекачки средств республиканского бюджета в “отсталые регионы с неработоспособным населением”. Разногласия в подходе к решению вопроса о путях экономического и политического развития Хорватии вызвали раскол в партийно-государственном руководстве республики. Одна его часть поддержала требования еще большей самостоятельности Хорватии, обвиняя при этом руководство Сербии в шовинизме и бюрократическом централизме. Резко обострились отношения между хорватами и сербами на бытовом уровне. Оценивая ситуацию в Хорватии, президент и лидер СКЮ И.Броз Тито считал, что страна находится в преддверии межнациональной гражданской войны.

По приказу президента СФРЮ осенние волнения 1971 г. в Хорватии были подавлены силами милиции и армии. Руководители республики, особенно резко выступавшие за коренные экономические и политические преобразования, были арестованы, среди них - и будущий президент Хорватии, генерал-майор Ф.Туджман.

В декабре 1971 г. были отстранены от должностей руководители высших партийных и государственных органов в некоторых республиках и краях, в том числе в Сербии и в Хорватии. Как показали дальнейшие события, силовое решение сложной межнациональной и социально-политической ситуации дало лишь временный и недолговечный результат.

Обострение межнациональных отношений между сербами и хорватами в 1971 г. еще долгое время находилось в центре внимания политического руководства СФРЮ, склоняя его к более активному вмешательству в социально-экономическую сферу. Если, например, VIII съезд СКЮ 1964 г. подчеркивал, что роль коммунистов заключается в работе в сфере идеологии и воспитания трудящихся, но не в области социально-экономической, то материалы партийных форумов начала 70-х годов внести коррективы в прежние политические аксиомы. Подчеркивалась необходимость усиления руководящей роли рабочего класса и его авангарда - СКЮ как ведущей силы, ответственной за направление общественного развития и социалистического самоуправления, силы, хранящей идеалы социалистической революции.

Страницы: 1 2 3 4 5

Ход военных действий
Вышеотмеченные меры не только не разрядили ситуацию, но еще более накалили ее. Англичане были полны решимости взять реванш, использовав действия, предпринятые Линь Цзэсюем, для войны против Китая. В ноябре 1839 г. произошло первое крупное столкновение между английскими военными судами и кораблями китайского военно-морского флота [31, с. ...

Война во Вьетнаме 1954-1960 гг.
Вьетнам провозглашает независимость. С окончанием Второй мировой войны в колониальном мире началось мощное движение за получение независимости. Не оказался в стороне от этого процесса и Вьетнам, который в августе 1945 г. провозгласил свою независимость и выход из состава французской колониальной империи. Однако Франция, не согласившаяс ...

Внешняя политика Николая I в 1825-1853 гг.
Охранительные начала были присущи и внешнеполитическому курсу Николая I. Царь стремился бороться с революцией не только внутри страны, но и в международном масштабе. Он твердо придерживался принципов легитимизма, идеалов Священного союза. Крайне болезненно Николай I реагировал на революцию 1830 г. во Франции и последовавшее в связи с эт ...