СФРЮ в условиях обострения межнациональных и социальных противоречий, конец 60-х - 80-е гг.
Страница 4

История » Югославянские народы в середине 40-х - конце 90-х гг. » СФРЮ в условиях обострения межнациональных и социальных противоречий, конец 60-х - 80-е гг.

В конце 80-х гг. наблюдались рост национальных выступлений в республиках и краях Югославии, обострение борьбы за власть в местном партийно-государственном руководстве. Массовые митинги протеста жителей Черногории (февраль 1989 г.) и Воеводины (октябрь 1988 г.) привели к отставке высшего руководства названных регионов.

Январь-февраль 1990 г. были до предела насыщены событиями, которые свидетельствовали об эскалации межнациональных противоречий, о росте в Югославии социально-политической напряженности, о кризисе Союза коммунистов Югославии и резком падении его авторитета. XIV внеочередной съезд СКЮ, открывшийся в январе 1990 г в Белграде, покинули делегации коммунистов Словении и Хорватии. С этого времени СКЮ практически прекратил свою деятельность как единая всеюгославская партия.

В январе 1990 г. массовые демонстрации вновь охватили Косово. При разгоне демонстрантов были убитые и раненые. Студенты Белградского университета вышли на демонстрацию перед зданием скупщины СФРЮ под лозунгом “Не отдадим Косово!”

В феврале 1990 г. участники собрания Югославской самостоятельной демократической партии в г. Войниче(Хорватия) объявили о возможности образования Сербского автономного края (будущая республика Сербская крайна). Это было своего рода реакцией на принятое в августе 1989 г. решение хорватского сабора о лишении официального статуса сербского языка в сербских районах республики. В феврале 1990 г. правительство Словении принимает ответные меры в ответ на экономическую блокаду со стороны Сербии.

В апреле 1990 г. состоялись парламентские и президентские выборы в Словении. В Югославии впервые после войны они были проведены на многопартийной основе. Президентом был избран М.Кучан, незадолго до этого возглавивший Союз коммунистов Словении. В апреле того же года аналогичным образом были проведены выборы в Хорватии. Две трети депутатских мест в саборе получило Хорватское демократическое содружество, а его лидер Ф.Туджман стал президентом Хорватии.

Через несколько месяцев, 2 июля 1990 г. скупщина Словении приняла декларацию о полном суверенитете Республики Словения. Это, по сути, положило начало распаду Федерации югославских республик, провозглашенной в 1945 г. Аналогичные решения парламентов Македонии (25 января 1991 г.), Хорватии (25 июня 1991 г.) логически завершили полный распад прежней югославской федерации как единого государственно-правового целого.

Успешная внешнеполитическая деятельность Югославии и невысокий авторитет как страны, внесшей большой вклад в разгром фашизма, способствовали установлению в начале 50-х гг. добрососедских отношений с основными государствами Запада. В 1954 г. были урегулированы отношения с Италией, в результате чего был мирно решен вопрос о г. Триесте и прилегающих к нему территориях. В 60-70-е годы СФРЮ удалось заключить договоры с развитыми странами Европы и Америки об улучшении социально-политического статуса югославян, нашедших себе работу в этих государствах. Существенное значение для нормализации советско-югославских отношений имели переговоры на высшем уровне 1955 г., которые завершились подписанием Белградской декларации, а также Московское заявление руководителей СССР и Югославии 1956 г. Торгово-экономическое сотрудничество строилось на долгосрочной основе. В 70 - 80-х гг. СССР занимал первое место в экспорте СФРЮ и второе место в ее внешнеторговом обороте. С 1964 г. СФРЮ являлась членом-наблюдателем СЭВ.

Советско-югославские отношения середины 50 - 80-х годов нельзя однозначно назвать позитивными. Югославия осудила акции СССР в Венгрии в 1956 г., Чехословакии в 1968 г., Афганистане в 1979 г. Последовательная в своей внешней политике Югославия была на стороне арабских стран в годы арабо-израильских конфликтов, осуждала политику США во Вьетнаме, Ливане и в отношении Кубы. Со всеми пограничными странами СФРЮ имела добрососедские отношения. Исключение составила Албания, которая поддерживала сепаратистские настроения албанцев в автономном крае Косово. Средства массовой информации этой страны открыто призывали к свержению существующего в Югославии государственно-политического строя. Пропаганда НРА в немалой степени способствовала волнениям в Косово в 1968 и 1981 гг.

Новые возможности для дипломатической активности Югославии создал начавшийся в 40-е годы распад колониальной системы и появление новых государств, которые искали свое место в разделенном на противостоящие военно-политические блоки мире. СФРЮ, стремившаяся поддерживать с ними хорошие отношения, использовала эту возможность для того, чтобы возглавить нарождающийся “третий мир”.

Страницы: 1 2 3 4 5

Общественный и государственный строй Российской Империи. Причины образования абсолютной монархии в России
Идея абсолютной монархии появляется в России еще во время правления царя Алексея Михайловича (царь с 1645 года). Алексей Михайлович был сторонником сильной самодержавной власти, считая ее «богоустановленной» и свободной от всяких ограничений. Недаром идеальным монархом в его представлении был Иван Грозный.[[39]] Алексею Михайловичу дал ...

Режимные территории
Предприятия и учреждения должны были требовать от принимаемых на работу паспорта (или временные удостоверения), отмечая в них время зачисления в штат. Первоначально предписывалось проведение паспортизации с обязательной пропиской в Москве, Ленинграде (включая стокилометровую полосу вокруг них), Харькове (включая пятидесятикилометровую п ...

Статистика
Устроено губерний по новому образцу: 29 Построено городов: 144 Конвенций и трактатов заключено: 30 Побед одержано:78 Замечательных указов издано: 88 Указов для облегчения народа: 123; итого, 492 дела. Отвоёваны у Польши и Турции земли с населением до 7 млн. человек. Население империи увеличено с 19 млн. человек (1762 г.) до 36 мл ...