Египет под турецким господством
Страница 2

В XVI–XVII веках в Египте существовало развитое феодальное общество. Как и в любом феодальном обществе, система землевладения в арабских провинциях Османской империи была чрезвычайно сложна. Все земли делились на три основные группы: государственные земли (мамлекет, или мири), верховным собственником которых считался султан; земли религиозных учреждений (вакфы, или ризики) и частновладельческие земли (мульк). В принципе считалось, что вся земля находилась в верховной собственности султана, который и передает ее в постоянное частное владение, обращает в религиозные земли или использует ее плоды как часть имперской собственности (хасс, хавасс и ху-майюн). В Египте была сохранена та же система феодального землевладения, что и при мамлюкских султанах. Все земли принадлежали феодалам: мультазимам (землевладельцам-откупщикам), турецкому вали и мусульманскому духовенству. Вали как представитель империи прямо управлял с помощью каширов меньшей частью земель (хасс) («кашиф-ские деревни» – «кура куфушийя»). В особом положении находились четыре морских порта: Александрия, Дамьетта, Розетта, Суэц. Порта представляла их в качестве тимара морским начальникам – калуданам, которые должны были содержать на доходы от них военные суда.

Тимарная система в Египте не получила широкого развития. Тимары, за исключением упомянутых морских городов, в Египте не раздавались. Основная часть государственных земель использовалась не прямо, а через посредников, путем раздачи в качестве мукатаа (то же, что в доосманский период икта), т.е. в виде феодального поместья. Права и обязанности владельцев мукатаа были различны. В XVI веке мукатаа давалось в форме эманет, когда государственным доверенным лицам, эминам, был поручен контроль над эксплуатацией земли и сбор налогов для передачи в казну. Эмин получал из казны жалованье, не зависящее от размера собираемой суммы денег. В XVI веке турецкие наместники, используя эту систему, стремились возродить сельское хозяйство Египта, которое сильно пострадало во время завоеваний. Крестьяне, которые бежали из своих деревень, в принудительном порядке возвращались обратно. Они должны были обрабатывать землю под угрозой наказания. Однако За крестьянами было признано право пользоваться землей и получать часть ее продукта. Это право называлось асар. Наместники и их представители следили за деятельностью эминов.

В XVI веке феодальная эксплуатация была более упорядоченной и умеренной, чем в последующие периоды. По мере общего ослабления Османской империи и ее власти в провинциях система эманет сменяется системой ильтизама. При этой системе сбор налогов отдавался на откуп, и доход от мука-таа делился между казной и владельцем ильтизама – мультазимом. Эта форма распространилась в конце XVI века. В первой половине XVII века она стала преобладающей.

Мультазимы назначались как из числа турецких чиновников и офицеров, так и из числа местных арабских шейхов. Турецкие беи унаследовали от мамлюкских правителей обычай создавать личную гвардию из невольников, специально подготовленных к военной службе. Затем мамлюков стали назначать на важнейшие правительственные посты, жаловать им крупные земельные владения.

Мультазимы освобождались от военной службы, но вместо этого облагались налогами. Размер налога заносился в специальный регистр, который находился у главы финансового ведомства – дефтердара. Если налог не выплачивался своевременно, то имение отбиралось и передавалось новому владельцу. Владельцы ильтизамов сначала получали их на один год.

Страницы: 1 2 3 4 5

Подписание Нанкинских соглашений 1842 года
В августе 1842 г. между Англией и Китаем начались переговоры, которые завершились 26 августа 1842 г. подписанием Нанкинского договора. 29-го августа мир был подписан уполномоченными обеих наций на флагманском корабле «Cornwallis» и послан на утверждение в Пекин. Нанкинский договор, лицемерно названный англичанами договором «о мире, др ...

Ледовое побоище
Шведские корабли крестоносцев появились на Неве в одно время со стягиванием Батыем сил под Киев. В это время, еще с 1236 года в Новгороде правил Александр, сын Ярослава, внук Всеволода, в дни нашествия Батыя, он готовил оборону Новгорода. Узнав о вторжении шведов он стал их ждать, поспешив к ним на встречу на Неву. 15 июля в битве на Не ...

Государственные деятели. Скуратов-Бельский Григорий Лукьянович (Малюта) (? – 1573)
Прозвище Малюта значит «маленький», «низкорослый», а Скуратовыми звали либо его отца, либо деда, видимо у мужчин в этом роду была плохая кожа( «скурат» - «вытертая замша». Его имя стало символом средневековой жестокости. Этот человек выступает на равных с самыми знаменитыми злодеями. Михаил Булгаков говорил о нем: «Ни Гай Кесарь Калигул ...