Египет под турецким господствомСтраница 2
В XVI–XVII веках в Египте существовало развитое феодальное общество. Как и в любом феодальном обществе, система землевладения в арабских провинциях Османской империи была чрезвычайно сложна. Все земли делились на три основные группы: государственные земли (мамлекет, или мири), верховным собственником которых считался султан; земли религиозных учреждений (вакфы, или ризики) и частновладельческие земли (мульк). В принципе считалось, что вся земля находилась в верховной собственности султана, который и передает ее в постоянное частное владение, обращает в религиозные земли или использует ее плоды как часть имперской собственности (хасс, хавасс и ху-майюн). В Египте была сохранена та же система феодального землевладения, что и при мамлюкских султанах. Все земли принадлежали феодалам: мультазимам (землевладельцам-откупщикам), турецкому вали и мусульманскому духовенству. Вали как представитель империи прямо управлял с помощью каширов меньшей частью земель (хасс) («кашиф-ские деревни» – «кура куфушийя»). В особом положении находились четыре морских порта: Александрия, Дамьетта, Розетта, Суэц. Порта представляла их в качестве тимара морским начальникам – калуданам, которые должны были содержать на доходы от них военные суда.
Тимарная система в Египте не получила широкого развития. Тимары, за исключением упомянутых морских городов, в Египте не раздавались. Основная часть государственных земель использовалась не прямо, а через посредников, путем раздачи в качестве мукатаа (то же, что в доосманский период икта), т.е. в виде феодального поместья. Права и обязанности владельцев мукатаа были различны. В XVI веке мукатаа давалось в форме эманет, когда государственным доверенным лицам, эминам, был поручен контроль над эксплуатацией земли и сбор налогов для передачи в казну. Эмин получал из казны жалованье, не зависящее от размера собираемой суммы денег. В XVI веке турецкие наместники, используя эту систему, стремились возродить сельское хозяйство Египта, которое сильно пострадало во время завоеваний. Крестьяне, которые бежали из своих деревень, в принудительном порядке возвращались обратно. Они должны были обрабатывать землю под угрозой наказания. Однако За крестьянами было признано право пользоваться землей и получать часть ее продукта. Это право называлось асар. Наместники и их представители следили за деятельностью эминов.
В XVI веке феодальная эксплуатация была более упорядоченной и умеренной, чем в последующие периоды. По мере общего ослабления Османской империи и ее власти в провинциях система эманет сменяется системой ильтизама. При этой системе сбор налогов отдавался на откуп, и доход от мука-таа делился между казной и владельцем ильтизама – мультазимом. Эта форма распространилась в конце XVI века. В первой половине XVII века она стала преобладающей.
Мультазимы назначались как из числа турецких чиновников и офицеров, так и из числа местных арабских шейхов. Турецкие беи унаследовали от мамлюкских правителей обычай создавать личную гвардию из невольников, специально подготовленных к военной службе. Затем мамлюков стали назначать на важнейшие правительственные посты, жаловать им крупные земельные владения.
Мультазимы освобождались от военной службы, но вместо этого облагались налогами. Размер налога заносился в специальный регистр, который находился у главы финансового ведомства – дефтердара. Если налог не выплачивался своевременно, то имение отбиралось и передавалось новому владельцу. Владельцы ильтизамов сначала получали их на один год.
Внешняя политика
Гетманское государство активно вело переговоры с Финляндией, Данией, Турцией, Персией, Грецией, Румынией, Швейцарией, Испанией, Швецией, Ватиканом и другими странами. Германию гетман даже успел навестить с официальным визитом. «Антанта», ориентируюсь на восстановление единой и неделимой России, не признала Гетманскую державу. Большое зн ...
Культура Югославии
Война и оккупация нанесли урон народному хозяйству, просвещению, науке и культуре Югославии. Первостепенной задачей новой власти после окончания войны стало преодоление культурной отсталости - наследия прошлых лет, - ликвидация неграмотности, создание новых и восстановление старых учебных, культурно-просветительских и научных заведений. ...
Динозавры, и птицы
Большинство специалистов по динозаврам убеждены, что птицы — прямые потомки древних ящеров. Полагают, что птицы произошли от тероподов более 150 миллионов лет назад. Древние пернатые были довольно близкими родственниками самого тираннозавра.
Самой древней из известных птиц считают археоптерикса. По некоторым признакам его можно было от ...
