Египет под турецким господством
Страница 5

Купцы также имели свои объединения. Египтяне вели торговлю внутри страны, с другими регионами Османской империи, с Аравией, Северной Африкой, Суданом. Торговля с Европой находилась, в основном, в руках христиан (европейцев и леван-тийцев) и евреев. Купцы-немусульмане были объединены в замкнутые общины по национальному и религиозному признаку.

Цехи и корпорации охватывали все стороны городской жизни. Существовали аснафы и таифы ткачей, красильщиков, ювелиров, парикмахеров, водоносов, барабанщиков и даже воров и нищих.

Большую роль в жизни города играла квартальная организация. Город делился обычно на кварталы (хара), каждый со своим шейхом. Жители кварталов обычно объединялись по какому-либо общему признаку: профессии, происхождению из одной местности, принадлежности к религиозной конфессии и т.д. Существовал также главный шейх всех кварталов. Однако муниципального самоуправления в собственном смысле слова не было. Власть в городе принадлежала турецким чиновникам и мамлюкским феодалам.

Наиболее влиятельной группой египетского населения было мусульманское духовенство, традиционно объединявшееся вокруг мечети аль-Азхар в Каире, при которой находился знаменитый религиозный университет, центр учености всего исламского мира. Египетское духовенство играло существенную роль в суде. В стране было около 80 местных судов (махкама), в которых были судьи (кади) и их заместители (наибы). Если кади присылались Портой, то наибы назначались из каирских улемов.

Основой экономики Египта было сельское хозяйство. Продуктивность его снижалась по мере того, как приходила в упадок ирригационная система. Основными зимними культурами были пшеница, ячмень, просо, бобы, чечевица, горох, лук, чеснок, клевер, лен. После сбора зимних культур в тех местах, где было достаточно воды, проводились летние посевы. Оросительные каналы к этому времени пересыхали, поэтому размеры площадей, занятых под летние посевы, были невелики. В Египте выращивали рис, кукурузу, сахарный тростник, кунасут, бахчевые культуры, капусту, индиго, хлопок (который в те времена не играл существенной роли). По всей стране культивировалась финиковая пальма, главным поставщиком фруктов был оазис Файюм. Скотоводство имело ограниченное значение. Процветающей отраслью было птицеводство (с применением инкубаторов). В городах существовало производство хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканей, пищевых продуктов, циновок, керамики, нашатыря и др.

В XVI–XVII веках потерял значение международный торговый путь, проходивший из Индии в Европу через Египет. Однако внешняя торговля продолжала играть существенную роль в его экономике. Египет торговал с Йеменом, Восточной Африкой, Сирией и другими частями Османской империи, Магрибом, Европой. Египет экспортировал рис, пшеницу, сахар, финики, кожи, льняные и хлопчатобумажные ткани, квасцы, лекарственные растения. Он ввозил и реэкспортировал кофе и ароматические вещества из Йемена (торговля йеменским кофе приобрела очень большое значение в XVI–XVII вв.), слоновую кость, гуммиарабик (калидь), украшения, рабов из Внутренней Африки через Дарфур, Сеннар, Кордофан. Центрами внутренней торговли были Каир, Асьют, Танта.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Ордынская политика в России
В это время укрепился и возвысился еще один центр Русской земли – Чернигов, куда в 1245 году вернулся после шестилетнего пребывания в Польше и в Венгрии черниговский князь Михаил. Чтобы не дать Руси чрезмерно усилиться ордынские ханы решили создать совершенную систему ордынского контроля над политической жизнью всей Руси. Первым пунктом ...

Историческая необходимость реформ
Внешняя политика России до Петра I руководствовалась не случаем, а древней исторической традицией. Еще в XIII веке создались те международные обстоятельства, которые в течение последующих пяти веков определяли внешнюю, а во многом и внутреннюю политику России: · В XIII веке на восточном побережье Балтики появились немцы. Они оттесняют ...

«Семибоярщина» и Владислав IV
Поражение войск Василия Шуйского от поляков под Клушиным (24 июня/4 июля 1610г.) окончательно подорвало шаткий авторитет «боярского царя», и при известии об этом событии в Москве произошел переворот. Дворяне во главе с Ляпуновым и посадские люди свергли Василия Шуйского с престола и насильно постригли его в монахи. Москвой стала ведать ...