Историки XIX века о славянских и варяжских племенах до призвания Рюрика. Славянские племена до образования государства.
Страница 1

История » Призвание варягов в Отечественной историографии XIX вв. » Историки XIX века о славянских и варяжских племенах до призвания Рюрика. Славянские племена до образования государства.

Вопрос об уровне развития славянских племён до призвания варягов является весьма, если не сказать принципиально важным. Именно в нём заключается суть спора норманистов и антинорманистов. Дело в том, что уровень жизни в Древнерусском государстве, т.е. государстве, первым правителем которого был Рюрик, разногласий не вызывает. А вот на уровень жизни до его прихода существует несколько разных точек зрения.

Как писал в своей работе «Курс русской истории» В.О. Ключевский, «в нашей исторической литературе преобладают два различных взгляда на начало нашей истории. Один из них изложен в критическом исследовании, составленном … учёным немцем Шлёцером[19]». «Вот основные черты Шлёцерова взгляда . До половины IX века, т.е. до прихода варягов, на обширном пространстве нашей равнины, от Новгорода до Киева по Днепру направо и налево, всё было дико и пусто, подобно зверям и птицам, наполнявшим их леса. В эту обширную пустыню… начатки гражданственности впервые были занесены пришельцами из Скандинавии – варягами около половины IX века[20]». То есть, исследователь считает, что варяги явились для славянского, полудикого общества очень важным элементом, обеспечившим его дальнейшее развитие, и без пришествия варягов образование государства у славян было бы в принципе невозможно.

«Другой взгляд на начало нашей истории, - продолжает Ключевский, - прямо противоположен первому. Он начал распространятся в нашей литературе несколько позднее первого, писателями XIX века. Наиболее полно его выражение можно найти в сочинениях профессора Московского университета Беляева …[21]»

«Восточные славяне искони обитали там, где знает их наша начальная летопись; здесь, в пределах русской равнины, они поселились, может быть еще за несколько веков до рождества Христова … среди племен возникали города, из среды этих городов поднимались главные, или старшие, города, составлявшие с младшими городами или пригородами племенные политические союзы полян, древлян, северян и др. племен, и, наконец, главные города различных племен приблизительно около эпохи призвания князей начали соединяться в первый общерусский союз[22]».

В.О. Ключевский придерживался второй теории. Он считал, что славянские племена были достаточно самостоятельны для того, чтобы создать государство. Изложение истории Древней Руси он начал со времен Геродота, тем самым, порывая с той исторической традицией, которая связывала начало нашего государства с призванием варягов.

Восточные славяне, по мнению Ключевского, первоначально обитали на Дунае, а VI веке на Карпатах образовали крупный военный союз под предводительством князя дулебов, который автор и считает государством славян, появившемся задолго до Рюрика. В дальнейшем славяне расселились по Среднерусской равнине. Тогда же началось возникновение городов – центров политической и экономической жизни племён, начинает развиваться внешняя торговля, основными статьями которой были продукты лесных промыслов: « население, от них (больших рек – примеч.) удалённое, оставалось при хлебопашестве и лесных промыслах, доставлявших вывозные статьи приречным торговцам, мёд, воск, меха[23]». Древнерусские города, по его мнению, своим возникновением обязаны внешней торговле. Постепенно они превращались в укреплённые центры, которые в дальнейшем подчинили себе «соплеменные им окрестные населения, для которых они прежде служили торговыми средоточиями, и образовывали из них политические союзы, области, в состав которых втянули, частью при них, и соседние поселения чужих безгородных племён».

Страницы: 1 2 3

Племя и род
К 5-6 вв. у восточных славян сложились крупные союзы племён: поляне, дреговичи, вятичи, кривичи, северяне, полочане, словенеильменские и другие. Их объединял общий язык, обычаи и верования. Краткие, но ясные указания на быт славян впервые встречаем у Тацит (Тацит Корнелий – римский историк конца 1 – начала 2 в): сравнивая славян с народ ...

Проклятая биография
Новая биография будущего генсека писалась непросто. Согласно заявлению 18летнего помощника киномеханика из Моздока Юрия Андропова с просьбой принять его в Рыбинский речной техникум от 22 марта 1932 года, отца он лишился в двухлетнем возрасте, то есть в 1916 году. В автобиографии, написанной в августе 1937 года, 23летний Андропов уже соо ...

Общее и особенное в развитии стран Ближнего Востока
История Древнего Востока ярко характеризует общие закономерности исторического процесса и те конкретные формы, в которых эти закономерности проявлялись в истории отдельных стран и народов. В целом история Древнего Востока – это история формирования и развития древнейших в мире цивилизаций. Основные центры древневосточных цивилизаций сл ...