Историки XIX века о славянских и варяжских племенах до призвания Рюрика. Славянские племена до образования государства.
Страница 3

История » Призвание варягов в Отечественной историографии XIX вв. » Историки XIX века о славянских и варяжских племенах до призвания Рюрика. Славянские племена до образования государства.

Эту точку зрения во многом разделяет другой известный историк – С.М.Соловьёв. «Призвание первых князей имеет великое значение в нашей истории, есть событие всероссийское, и с него справедливо начинать русскую историю. Главное, начальное явление в основании государства – это соединение разрозненных племён через проявление в них сосредоточивающего начала, власти[31]».

В предисловии своего труда С.М.Соловьёв пишет: «Русская история открывается тем явлением, что несколько племён, не видя возможности выхода из чужого рода, призывают единую общую власть, которая соединяет роды в одно целое[32]».

«Разрозненность и вражда племён славянских были необходимыми следствиями их формы быта, быта родового» - так описывает историк славян до призвания варягов.

Уровень жизни был крайне низким: «Славяне жили в дрянных избах, находящихся на далёком расстоянии друг от друга, и часто переменяли место жительства. Такая непрочность и частая перемена жилищ были следствием беспрерывной опасности, которая грозила славянам и от своих родовых усобиц, и от нашествия чужих народов[33]». То есть, по мнению автора, славяне были далеки от какой-либо консолидации племён, и неспособны защитить себя никаким другим способом, кроме бегства от возможной опасности.

Об организации общества славян Соловьёв говорил: «…до призвания первых князей оно (общественное устройство) не переходило ещё родовой грани[34]». «Что касается быта славянских восточных племён, то начальный летописец оставил нам о нём следующее известие: каждый жил со своим родом, отдельно, на своих местах, каждый владел родом своим[35]».

Естественно, когда «… в лето 862 … племена, платившие дань варягам, изгнали последних за море, не дали им дани и начали сами у себя владеть…не было между ними правды,… встал род на род, начались усобицы. В таких обстоятельствах племена собрались и сказали: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву[36]».

Таким образом, на территории славян появились новые правители. Признавая этот факт, Соловьёв определил ещё одну проблему: взаимоотношений между славянами и прибывшими князьями. "Главный вопрос для историка состоит в том, как определить отношения между призванным правительственным началом и призвавшими племенами[37]". Он подчеркнул могущественное влияние "племенного быта" и пришел к выводу, что норманнское влияние было незначительно, что норманны "только служили князьям туземных племён" и ни о каком особом норманнском периоде не может быть и речи.

Подводя итог изложенному выше, можно сказать, что в вопросе об уровне развития славянских племён до призвания Рюрика взгляды историков резко противоположны друг другу.

Страницы: 1 2 3 

Обряды
Обряды – традиционные развернутые условно – символические действия, сопровождающие важнейшие события общественной и семейно – бытовой жизни, календарные циклы. Обряд помогает людям общаться, обобщать и передавать свой опыт через совместную деятельность. Через обряды человек осознаёт, что живёт в обществе и причастен к нему всеми сторона ...

Либеральная теология
Богословское сочинение «Христианская вера» («Der Christliche Glaube», 1822) представляет переработку читанного им в берлинском университете курса теологии. Здесь в основе религиозности лежит чувство абсолютной зависимости. Это чувство и является стимулом богопознания. Богословские концепции и даже догматы не принадлежат к подлинной сущн ...

Знаменательные даты
Юрий Гагарин родился 9 марта 1934, с.Клушино Гжатского ныне Гагаринского) района Смоленской обл. В 1941-поступил в 1-й класс средней школы с.Клушино, но учебу прервала война. Лишь в 1943 возобновил учебу в школе. В 1945 семья Гагариных переехала в Гжатск. С 1845-1949 - учился (окончил 6 классов) в средней школе г.Гжатск. В 1948-1951 - у ...