Реформы административно-территориального устройства на землях Беларуси периода войны 1812 года
Страница 1

История » Общественно-политическая жизнь на белорусских землях во время войны 1812 года » Реформы административно-территориального устройства на землях Беларуси периода войны 1812 года

20 августа один из делегатов конфедерации произнес в совете речь, в которой подчеркнул те крепкие исторические узы, которые неразрывно связали Литву с Польшей. Вот почему "народ Литвы сливается с народом Польши, его стяг неразделен с польским народом, — он поспешно вступает в общую конфедерацию и будет руководиться этим актом, хранить его заветно и клянется ни в чем не отклоняться от общего начала. Примите же, славные поляки, Литву к вашему братскому сердцу".

К полному слиянию все же имелись преграды. Комиссия Временного правительства ВКЛ заменила учреждения польской конфедерации своими органами управления снизу к верху: от деревни до столицы в Вильно. КВП стала высшим правительственным органом, власть которого должна была распространяться на значительную территорию бывшего ВКЛ в границах до 1793 года.

Как видно из схемы, власть КВП распространялась на Виленскую, Гродненскую, Минскую губернии и Белостоцкую область (они начали называться по французскому примеру департаментами) с территорией 3 787 кв. миль и населениям в 1 333 889 душ мужского пола (по другим данным, 2,5-3,5 млн. человек). Это территория была разделена на 32 уезда (дистрикта). Однако некоторые с них были заняты русскими армиями все время войны, а часть Гродненского департамента в октябре была занята армиями адмирала П.В. Чичагова. Так что реально под властью КВП ВКЛ было около 17 уездов, из которых 4 уже в ноябре были занятый русскими войсками.

Система управления, построенная по принципу коллегиальности, была в определенной степени достаточно хорошо выстроена и закончена, но ни имела реальных сил, на которые могла бы опираться в выполнения своих задач. По мнению автора дипломной работы, назначение членов КВП председателями отделов было ошибкой, поскольку это отнимало время, вопросы на комиссию подавались неподготовленными и решались в спешке. Например, могли ли Ю. Сераковский, будучи председателем КВП и трех отделов, качественно исполнять свои обязанности.

21 июля КВП определила организационные принципы Комитета внутренних дел, наиважнейшие его функции - создание административных комиссий и подпрефектур, сложение списков знати, которая принимает участие в уездных сеймиках, наблюдение за сеймиками и выборами на них, сбор информации о посевах, урожае, запасах зерна, наблюдение за сельскими магазинами различного рода запасов, мостами, дорогами, работными домами и тюрьмами, опека над крестьянами и старозаконниками, обеспечение солью, контроль за недвижимостью, землями, которые оставили владельцы.

В функции Комитета полиции входило наблюдение за сомнительными личностями и криминальными элементами, разными общественными обществами и зрелищными местами, санитарным состоянием улиц и домой, за безопасностью от пожара, продажам ядов и пороха, продуктов, за правильностью мер и весов. Комитет тоже вырабатывал правила о паспортах и регистрации особ, которые прибыли или выбыли из города [19, с.14].

Общеизвестно заявление Наполеона, которое он высказал литовской делегации в Вильно: нужно "хлеба, хлеба и хлеба". Отсюда становилось вполне ясно, что главной задачей, которая ставилась перед Комитетом продовольствия и магазинов, было обеспечение наполеоновской армии, а также формируемых литовских войск, подготовка запасных магазинов для зимовки французских войск.

Судебный комитет создавал в департаментах городские, земские уездные, окружные суды, суды главного Первого департамента (для карательных дел и рассмотрения криминальных поступков). С 3 июля приказом Наполеона в Вильно, а потом в других департаментских городах были созданы чрезвычайные комиссии, состоявшие из французских военных, которые рассматривали дела по наказанию преступлений, особенно мародерства, совершенных военными или жителями Литвы. В основу новой судебной системы были положены правила судопроизводства, изданные КВП 23 июля, Статут Литовский 1588 г. и постановления сеймов.

Целью Комитета образования и религии являлось обеспечение образовательной системы, созданной А. Чарторыйским, в частности, проведение с начала нового учебного года занятий во всех школах четырех департаментов. Для этого надо было освободить школьные строения от войск, складов, госпиталей и сохранить неприкосновенность финансов образовательных и школьных учреждений. В своем воззвании комитет уверял, что он будет придерживаться религиозной толерантности и не допустит преследований одной веры со стороны другой. Комитет занимался опекой людей разного вероисповедания, распределением средств, выделенных на содержание культовых строений, костельных чинов и служак, наблюдением за костелами [17, с.102].

Страницы: 1 2 3

Личность Валуева как автора дневника
Личность Валуева издавна привлекала внимание историков, так как он являлся ближайшим соратником Александра 2 и имел большое влияние на ход реформ 1860х годов. Однако единого мнения среди историков не сложилось. Многие склонны считать его человеком, уступчивым, мягким, неспособным к решительным действиям, другие, напротив, видят в нем вп ...

Разорение крестьян и ремесленников
Не только частые войны, но и рост числа рабов разоряли ремесленников и крестьян. Содержать рабов обходилось очень дешево. Владельцы крупных мастерских и имений, в которых работали рабы, могли продавать товары дешевле, чем крестьяне и ремесленники. Поэтому товары ремесленников и крестьян не находили сбыта. Число мелких мастерских в Афина ...

Особенности обучения истории в советской школе в 60-70-е гг.
Не смотря на внешнюю регламентированность процесса обучения истории, учителя стремились к разнообразию форм, методов и приемов работы с учащимися. 60-70-е гг. стали временем активных педагогических поисков учителей. Усиливалось стремление к изучению внутренних движущих сил учения школьников, мотивов и стимулов их учебной деятельности. ...