Реформы административно-территориального устройства на землях Беларуси периода войны 1812 года
Страница 1

История » Общественно-политическая жизнь на белорусских землях во время войны 1812 года » Реформы административно-территориального устройства на землях Беларуси периода войны 1812 года

20 августа один из делегатов конфедерации произнес в совете речь, в которой подчеркнул те крепкие исторические узы, которые неразрывно связали Литву с Польшей. Вот почему "народ Литвы сливается с народом Польши, его стяг неразделен с польским народом, — он поспешно вступает в общую конфедерацию и будет руководиться этим актом, хранить его заветно и клянется ни в чем не отклоняться от общего начала. Примите же, славные поляки, Литву к вашему братскому сердцу".

К полному слиянию все же имелись преграды. Комиссия Временного правительства ВКЛ заменила учреждения польской конфедерации своими органами управления снизу к верху: от деревни до столицы в Вильно. КВП стала высшим правительственным органом, власть которого должна была распространяться на значительную территорию бывшего ВКЛ в границах до 1793 года.

Как видно из схемы, власть КВП распространялась на Виленскую, Гродненскую, Минскую губернии и Белостоцкую область (они начали называться по французскому примеру департаментами) с территорией 3 787 кв. миль и населениям в 1 333 889 душ мужского пола (по другим данным, 2,5-3,5 млн. человек). Это территория была разделена на 32 уезда (дистрикта). Однако некоторые с них были заняты русскими армиями все время войны, а часть Гродненского департамента в октябре была занята армиями адмирала П.В. Чичагова. Так что реально под властью КВП ВКЛ было около 17 уездов, из которых 4 уже в ноябре были занятый русскими войсками.

Система управления, построенная по принципу коллегиальности, была в определенной степени достаточно хорошо выстроена и закончена, но ни имела реальных сил, на которые могла бы опираться в выполнения своих задач. По мнению автора дипломной работы, назначение членов КВП председателями отделов было ошибкой, поскольку это отнимало время, вопросы на комиссию подавались неподготовленными и решались в спешке. Например, могли ли Ю. Сераковский, будучи председателем КВП и трех отделов, качественно исполнять свои обязанности.

21 июля КВП определила организационные принципы Комитета внутренних дел, наиважнейшие его функции - создание административных комиссий и подпрефектур, сложение списков знати, которая принимает участие в уездных сеймиках, наблюдение за сеймиками и выборами на них, сбор информации о посевах, урожае, запасах зерна, наблюдение за сельскими магазинами различного рода запасов, мостами, дорогами, работными домами и тюрьмами, опека над крестьянами и старозаконниками, обеспечение солью, контроль за недвижимостью, землями, которые оставили владельцы.

В функции Комитета полиции входило наблюдение за сомнительными личностями и криминальными элементами, разными общественными обществами и зрелищными местами, санитарным состоянием улиц и домой, за безопасностью от пожара, продажам ядов и пороха, продуктов, за правильностью мер и весов. Комитет тоже вырабатывал правила о паспортах и регистрации особ, которые прибыли или выбыли из города [19, с.14].

Общеизвестно заявление Наполеона, которое он высказал литовской делегации в Вильно: нужно "хлеба, хлеба и хлеба". Отсюда становилось вполне ясно, что главной задачей, которая ставилась перед Комитетом продовольствия и магазинов, было обеспечение наполеоновской армии, а также формируемых литовских войск, подготовка запасных магазинов для зимовки французских войск.

Судебный комитет создавал в департаментах городские, земские уездные, окружные суды, суды главного Первого департамента (для карательных дел и рассмотрения криминальных поступков). С 3 июля приказом Наполеона в Вильно, а потом в других департаментских городах были созданы чрезвычайные комиссии, состоявшие из французских военных, которые рассматривали дела по наказанию преступлений, особенно мародерства, совершенных военными или жителями Литвы. В основу новой судебной системы были положены правила судопроизводства, изданные КВП 23 июля, Статут Литовский 1588 г. и постановления сеймов.

Целью Комитета образования и религии являлось обеспечение образовательной системы, созданной А. Чарторыйским, в частности, проведение с начала нового учебного года занятий во всех школах четырех департаментов. Для этого надо было освободить школьные строения от войск, складов, госпиталей и сохранить неприкосновенность финансов образовательных и школьных учреждений. В своем воззвании комитет уверял, что он будет придерживаться религиозной толерантности и не допустит преследований одной веры со стороны другой. Комитет занимался опекой людей разного вероисповедания, распределением средств, выделенных на содержание культовых строений, костельных чинов и служак, наблюдением за костелами [17, с.102].

Страницы: 1 2 3

Переписка двух Екатерин
Не только мемуары Екатерины II и Е.Р. Дашковой являются историческим источником. Существуют письма Екатерины II к Дашковой. Эти письма показывают отношения Екатерин: императрицы и культурного деятеля как двух женщин, подруг, поддерживающих и доверяющих друг другу. Сохранилось 46 писем Екатерины II к Дашковой. Они подписаны: «Ваш предан ...

Второй штурм
Оборона Севастополя с суши опиралась на серию крупных долговременных сооружений (артиллерийских фортов). Для разрушения фортов противник применил осадную артиллерию крупных калибров. Всего на периметре в 22 км было расположено свыше 200 батарей тяжёлой артиллерии. Большинство батарей состояло из обычной полевой артиллерии крупных калибр ...

Методы изучения летописи
Методы изучения истории летописания, примененные Шахматовым, легли в основу современной текстологии.Восстановление летописных сводов, предшествовавших «Повести временных лет», принадлежит к увлекательнейшим страницам филологической науки. Так, например, в начале списков Новгородской первой летописи (кроме Новгородской первой по Синодальн ...