Реформы административно-территориального устройства на землях Беларуси периода войны 1812 года
Страница 2

История » Общественно-политическая жизнь на белорусских землях во время войны 1812 года » Реформы административно-территориального устройства на землях Беларуси периода войны 1812 года

Военный комитет занимался формированием военных единиц в помощь наполеоновской армии. Несмотря на трудности (высокие российские рекрутские наборы последних лет, нечестность знати, которая предоставляла в большей части плохих рекрутов, недостаток денег, вооружения и обмундирования), комитету удалось сформировать 5 пехотных полков, которые получили номера с 18-га по 22-й, 4 уланские полка, номера с 17-га по 20-й, 3 егерские батальона (2 - в Минском департаменте, 1 - в Виленском, на стадии формирования находился батальон в Гродненском департаменте), сформировались отряды народной гвардии (в Вильно, Гродно, Слониме, Несвиже, Белостоке), а также жандармерия (в Гродно, Вильно, Минске). Кроме того, Военному комитету подчинялись армейские части, созданные на средства магнатов: конно-егерский полк И. Монюшки, уланские полки Л. Паца и Д. Радивилла, гусарский полк М. Абрамовича, полк конных стрелков Любавского, конно-артиллерийская рота Р. Тызенгауза. Общее количество военных формирований достигало 19 тыс. человек.

Уровень самостоятельности в деятельности и полномочиях КВП был очень небольшой. Над ним существовал постоянный контроль французов. Опекуном (протектором) КВП являлся сам Наполеон, который определил, согласно предложению А. Сапеги, его состав. При КВП находился императорский комиссар Биньён, бывший французский резидент в Варшаве. Французский историк А. Вандаль дал ему следующую характеристику: "Это был маленький человек, очень деятельный, живой, резвый, высокообразованный и шибко рачительный, всей душою преданный служению императору и его славе" [4, с.140]. Императорскому комиссару подчинялся интендант, который был при административной комиссии департамента. Разные французские чиновники были при городских и уездных властях ВКЛ.

Параллельно действовало французское военное управление Литвы. Помимо того, в гражданское управление вмешивались французские командиры и чиновники армейских частей, которые временно находились в населенных пунктах или проходили через них.

27 августа военный французский генерал-губернатор граф Гогендорп стал председателем КВП. Это явилось окончанием фарса о возрождении и самостоятельности ВКЛ. А. Сапега заявил протест и подал в отставку. Историк Ю. Татищев писал: "Получился своеобразный вид государства, лишенного самого содержательного признака независимого бытия: в наличии были территория и народ, который там жил, но не было объединяющей его власти, хотя и имелись ее агенты".

Ситуация осложнялась постоянными служебными перестановками в Комиссии. После снятия с должности А. Сапеги военный комитет возглавил генерал Стефан Грабовский. Во главе комитета финансов был поставлен К. Прозор, а комитет продовольствия возглавил Игнатий Тызенгауз [17, с.104]. Комиссия работала в сложных социально-экономических условиях. Действия гражданских и военных руководителей сдерживалось невозможностью возможности вести правильное управление в крае, который был наводнен группами разбойников, отставших от войск. Что касается представителей французской администрации, то они обращались с членами местных органов управления неудовлетворительно, многих заключали под стражу, уничтожали протоколы заседаний, самовольно изымали денежные средства из казны.

Уже в то время деятельность КВП получила неоднозначную оценку. Так, князь Басана докладывал в Дрезден, что "организация Литвы продвигается энергично". Французский министр иностранных дел Г.Б. Марэ, который находился во время кампании 1812 г. в Вильно, оценивал результаты деятельности Комиссии, как "чудесные". Положительной ее деятельность признали генерал-губернатор Гогендорп и губернатор Жомини. Однако результаты деятельности комиссии по вопросам поставки продовольствия, фуража и вооруженных сил не оправдали надежд Наполеон.

Высшая гражданская власть, по гражданскому управлению в ВКЛ, принадлежала Комиссии Временного правительства ВКЛ, работа которой контролировалась императорским комиссаром. На уровне губернии действовала административная комиссия департамента, которая была подчинена КВП. Она должна была исполнять все поручения все поручения КВП и ее комитетов. Главными задачами комиссии были сбор продовольствия и фуража, наблюдение за сбором налогов и рекрутов, издание постановлений, распоряжений и приказов правительственных органов, контроль за их исполнением, исполнение судебных приговоров и всех поручений КВП, предоставление туда необходимой информации.

Страницы: 1 2 3

Поиск новых концепций освободительной борьбы: Х.К. Мариатеги и В.Р. Айя де ла Торре. Апризм
На левом фланге общественно-политической жизни Латинской Америки продолжали действовать коммунистические партии, входившие на правах секций в Коммунистический Интернационал. До конца 20-х годов новые компартии появились в Эквадоре, Перу и Парагвае. Но они оставались малочисленными и продолжали отстаивать левосектантские позиции. Правда, ...

Местничество.
На рубеже XV- XVI вв. в едином государстве возник особый порядок назначения на должности – местничество. Возможность занять тот или иной пост зависела от происхождения служивого человека. Но значение имела не просто «знатность», а служебные заслуги рода перед московскими князьями. ...

Болгария в конце IX - нач. XI в. Правление Симеона
Этот длительный период был завершающим в истории Первого Болгарского царства. Блистательный царь Симеон, удачливый полководец и в то же время покровитель культуры, смиренный царь Петр и трагичный царь Самуил - это ряд несомненно заслуживающих внимания болгарских правителей этого периода. В 893 г. на народном Соборе в новой болгарской с ...