Роль и значение ремесленных и фабрично заводских училищ. Образовательные учреждения НПО (начальное профессиональное образование)
Страница 2

История » Ремесленные и фабрично-заводские училища в СССР в первой половине ХХ века » Роль и значение ремесленных и фабрично заводских училищ. Образовательные учреждения НПО (начальное профессиональное образование)

Вместе с тем этот период стал временем повышенного внимания к начальному профессиональному образованию со стороны видных ученых, педагогов и общественных деятелей (Е.Н. Андреев, В.К. Делла-Вос, А.Г. Неболсин, А.Д. Путята, К.Д. Ушинский, А.И. Чупров, И.И. Янжул и др.). В их трудах и выступлениях появляются идеи повышения эффективности начального профессионального образования через усиление общеобразовательной подготовки, обучения специалистов нескольким смежным профессиям, единства теории и практики начального профессионального образования, использование труда как средства умственного и нравственного воспитания, разработки специальных методических приемов (система операционного обучения) и ряд других.

Однако практическая реализация этих идей была осуществлена позже. Противоречия между потребностями общественного производства и недостаточностью государственного их разрешения приводят к отставанию практики начального профессионального образования от теоретических разработок рассматриваемого этапа.

Второй этап (конец 1880-х гг. – начало XX в.) характеризуется упорядочением разрозненных учебных заведений и формированием системы начального профессионального образования. Главными достижениями этого этапа стало принятие ряда государственных документов – Законов, Уставов, Положений, направленных на установление соответствия системы учебных заведений требованиям экономики и педагогической науки, типизацию, установление для них единого плана, срока подготовки, определение соотношения общеобразовательного и специального компонентов начального профобразования исходного общеобразовательного уровня учащихся и т.п.

В это время начато разделение низшей и средней подготовки (частичная уровневая дифференциация) в учреждениях начального профессионального образования. Появляются учебные заведения для женщин. Начинается реализация на практике перспективных педагогических идей предшествующего этапа, улучшается общеобразовательная и общетехническая подготовка учащихся.

Разрабатывается первая концептуальная основа развития начального профобразования – «Проект Общего нормального плана промышленного образования в России» (1884 г.), в русле которой шло развитие начального профессионального образования вплоть до Октября 1917 г. Формируется ряд новых теоретических идей: специальная подготовка преподавательских кадров для начального профессионального образования, методическая подготовка мастеров; преемственность учебных заведений различных уровней.

Обогащаются методики начального профессионального образования (И.А. Анопов, С.А. Владимирский, И.А. Стебут, И.А. Вышнеградский и др). Вместе с тем сохраняются тенденции к малочисленности государственных учреждений начальной профессиональной подготовки, отставанию государственной политики от образовательной практики, минимизации расходов на начальную профессиональную подготовку, существованию архаичных форм начального профессионального образования.

Третий этап

(1910 – 1917 гг.) стал временем качественного перелома исследуемой области, связанного с усилением роли педагогических идей в развитии начального профессионального образования, осуществлением реформ перспективного, а не «догоняющего» характера. В это время создается инновационный тип учебного заведения (политехнические, технические курсы – техникумы), появляются идеи преобразования начального профессионального образования на основе педологии, психотехники, инженерной психологии (А.К. Гастев, Н.А. Бернштейн, П.П. Блонский, М.Я. Басов, С.Г. Геллерштейн и др.), возможность реализации которых открылась на следующем этапе.[7]

После Октября 1917 г. наступает новый период в развитии начального профессионального образования (1917 – 1990 гг.), отличающийся от предшествующих этапов прежде всего новой государственной идеологией (государственность, всеобщая трудовая подготовка, доступность, преемственность, бесплатность, светскость, коммунистическая идейность и др.) в области профессионального образования. Развитие начального профессионального образования в период 1917 – 1990 гг. можно охарактеризовать как динамичный противоречивый процесс, в котором проявляется как отрицание предшествующего опыта и достижений, так и возвращение к ним.

На первом этапе (1917 – конец 1930 гг.) данного периода происходит ликвидация или трансформация ранее созданных курсов, школ, училищ, открытие новых типов учебных заведений начального профессионального образования (школы ФЗУ, техникумы). Ведущими идеями этого этапа, распространившимися на область начального профессионального образования, выступают политехнизм, единство школы, равноправие мужчин и женщин, взаимосвязь общего и специального образования, созидающий творческий характер учебного процесса. Либерализация педагогического творчества на этом этапе выражается в отмене дореволюционных программ, планов, методик подготовки и предоставлении свободы в их разработке непосредственным участникам образовательного процесса.

Страницы: 1 2 3

Война - и в Африке война. Глазами очевидцев
В журнале «Азия и Африка сегодня» была опубликована статья А. Бовкало «Русские православные приходы в Африке». В эту статью включены выдержки из дневника настоятеля русской церкви св.Александра Невского в Александрии Алексия Дехтерёва. Он вёл дневник 1940-1942 годы, из выдержек которого, населению Египта, под боком которого шли военные ...

Общественный и государственный строй Российской Империи. Причины образования абсолютной монархии в России
Идея абсолютной монархии появляется в России еще во время правления царя Алексея Михайловича (царь с 1645 года). Алексей Михайлович был сторонником сильной самодержавной власти, считая ее «богоустановленной» и свободной от всяких ограничений. Недаром идеальным монархом в его представлении был Иван Грозный.[[39]] Алексею Михайловичу дал ...

Общественный и государственный строй Речи Посполитой. Общественный строй Речи Посполитой
Сложная обстановка в стране, падение престижа Речи Посполитой как суверенного государства, усиление борьбы против феодального и национально-религиозного гнета вызвали определенные изменения в общественном строе. Прежде всего, в обществе усилилось противостояние различных групп магнатов, магнатов и средней и мелкой шляхты, шляхты и меща ...