Роль и значение ремесленных и фабрично заводских училищ. Образовательные учреждения НПО (начальное профессиональное образование)
Страница 1

История » Ремесленные и фабрично-заводские училища в СССР в первой половине ХХ века » Роль и значение ремесленных и фабрично заводских училищ. Образовательные учреждения НПО (начальное профессиональное образование)

Профессиональное образование как часть общественной жизни возникает на определенном историческом этапе и развивается в единстве теоретического и практического компонентов.

На протяжении длительной истории развития профессионального образования в России его уровневая дифференциация (начальное, среднее, высшее) не всегда была четкой, а отнесение ряда учебных заведений к тому или иному уровню не отражало существующих в настоящее время представлений о них. Поэтому мы используем понятие «начальное профессиональное образование» для обозначения того уровня профессионального образования, который ориентирован на приобретение первичных профессиональных знаний и дает возможность получения определенной начальной квалификации по избранной специальности (рабочий, техник, мастер, учитель начальных классов, воспитатель и др.).

Процесс генезиса начального профессионального образования начался с развитием и дифференциацией ремесленного производства на Руси в IX – X вв. Период с IX – по первую половину XIX вв. можно характеризовать как время формирования исторических предпосылок

становления отечественного начального профессионального образования, оказавших влияние на его последующее развитие. В это время происходит зарождение общественных форм начального профессионального образования (корпоративное ученичество), появление первых единичных государственных учреждений начальной и средней профессиональной подготовки (горнозаводские, ремесленные и др. школы и училища), установление связи начального профессионального и общего образования; первоначальная отраслевая дифференциация, регионализация начального профессионального образования.

Начальное профессиональное образование этого периода характеризуется направленностью на узкопредметные, утилитарные знания, умения и навыки. В качестве ценностных приоритетов к концу рассматриваемого периода утверждаются представления о значимости прикладных знаний, трудолюбия, гражданского (профессионального) служения Отечеству.

Вместе с тем малочисленность общественных и государственных учреждений начального профессионального образования, отсутствие теоретически и методически осмысленных программ его реализации, стихийность возникновения и разнообразие форм подготовки кадров (домашнее, общинное, корпоративное, монастырское ученичество, ремесленные училища и школы, профессиональные классы при общеобразовательных учебных заведениях и др.) не позволяют говорить о существовании в это время целостной системы начального профессионального образования. Названные выше особенности рассматриваются нами как исходные условия последующего генезиса начального профессионального образования.[6]

Для характеристики особенностей начального профессионального образования в рамках второй половины XIX – начала XX вв. можно условно выделить в его развитии периоды и этапы. В качестве критериев выделения исторических периодов (длительных хронологических отрезков, «эпох») в работе приняты цивилизационные факторы (тип цивилизации и социальные формы организации начального профессионального образования). Границы этапов – более коротких временных интервалов внутри периодов – устанавливаются на основе количественных и качественных изменений в образовательной парадигме и теоретико-методическом обеспечении начальной профессиональной подготовки (они не всегда совпадают с границами периодов).

Выделение этапов позволяет более обстоятельно и точно характеризовать динамику развития начального профессионального образования и дает возможность перейти от несколько упрощенного социологизаторского подхода к рассмотрению и анализу собственно педагогических феноменов исторического процесса генезиса начального профессионального образования.

Период со второй половины XIX в. – 1917 г. рассматривается как время становления системы отечественного начального профессионального образования, опирающейся на определенную теоретико-педагогическую концепцию. На первом этапе

(1860 – конец 1880 гг.) этого периода под влиянием социально-экономических, политических и социокультурных факторов происходит бурный количественный рост учреждений начального профессионального образования в торговой, финансовой, технической, транспортной, художественной, сельскохозяйственной сферах. Слабость государственной политики в области начального профессионального образования на этом этапе приводила к преимущественному распространению частной и общественной инициативы в этой области, «разнобою» в содержании учебных планов, программ, методик, стихийно возникающих на местах подготовки кадров.

Страницы: 1 2 3

Военная антропология
Тема войны является важным аспектом отечественной истории. «Война многомерна, многолика, изменчива в своей смысловой определенности, неисчерпаема в своем содержании. Она, как хамелеон, маскируется под иные социальные феномены, теряется в их красках и формах, оборачивается к человеку одной из своих многочисленных сторон в зависимости от ...

Расселение, этническая принадлежность и характеристика варягов.
Для того чтобы определить роль варягов в образовании Древнерусской государственности, необходимо разобраться с вопросом, кого летописец подразумевал под именем варягов. Откуда появились эти племена, и на каком уровне развития они находились. Определившись с этим, можно будет делать выводы, насколько варяги смогли изменить жизнь племён с ...

«Пивной путч»
Рурский кризис 1923 г. стал сигналом к активным действиям как для левых, так и для правых экстремистских групп. 8 ноября НСДАП предприняла попытку переворота в Баварии. Взяв в заложники посетителей пивного зала (отсюда название путча – «пивной»), Гитлер выдвинул требование роспуска правительства и провозглашения «национальной революции ...