Начальное профессиональное образование Советского Союза. Советская образовательная доктрина начального профессионального образования в первой половине ХХ века
Страница 3

История » Ремесленные и фабрично-заводские училища в СССР в первой половине ХХ века » Начальное профессиональное образование Советского Союза. Советская образовательная доктрина начального профессионального образования в первой половине ХХ века

Произошло сокращение сети школ ФЗУ и типа ФЗУ и контингента учащихся. Если в 1933 г. она составляла 2357 школ ФЗУ и 400 тыс. учащихся, то в 1939 г. эти показатели сократились на треть. Таким образом, созрела объективная необходимость создания единой централизованной системы планирования, организации, подготовки и распределения квалифицированных кадров.

Необходимо отметить, что 2 октября 1940 г. Указом Президиума ВС СССР «О государственных трудовых резервах СССР» созданы ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). Одновременно приняты два постановления Совнаркома: «О создании Главного управления трудовых резервов при СНК СССР» и «О призыве городской и сельской молодежи в ремесленные училища, железнодорожные училища и школы ФЗО».

Указанные решения положили начало организации единой централизованной системы государственных трудовых резервов. Это было важным актом не только народнохозяйственного, но и оборонного значения. В первый набор в школы ФЗО и училища на 600 тыс. мест было подано более 1 млн. заявлений. Система трудовых резервов полностью финансировалась за счет государственного бюджета. За предвоенный период правительством страны в нее ассигновано 5 млрд. рублей. Предприятиями в учебные заведения направлено 23 тыс. металлорежущих станков.

Овладение квалификацией шло в процессе обучения в мастерских и на производстве под руководством мастеров или квалифицированных рабочих. Преимущества централизованной системы подготовки рабочих кадров проявились в первые дни войны. Под руководством Главного управления трудовых резервов в отдаленные от фронта районы оперативно удалось эвакуировать 344 училища, 219 школ ФЗО и 270 тыс. учащихся. Только за 1940-1942 гг. в учебные заведения поступили более 2 млн. учащихся, из них почти половина - в училища. Важно, что при организации обучения учитывались особенности работы военной промышленности: на потоке имело место максимальное расчленение операций, при мелкосерийном производстве - расчленение технологического процесса, вошло в практику перемещение учащихся по «технологической цепочке».

Государство в военные годы на развитие системы трудовых резервов затратило 11 млрд. рублей. За этот период подготовлено более 2,5 млн. молодых квалифицированных рабочих, из них 874 тыс. человек - в ремесленных и железнодорожных училищах и 1,7 млн. - в школах ФЗО. За годы войны в учебных мастерских было изготовлено 26 млн. штук деталей боевого вооружения, отремонтировано 11 тыс. паровозов, 100 тыс. вагонов, 5 тыс. тракторов и комбайнов, 209 ремонтных бригад направлено в МТС и совхозы, 20 тыс. учащихся принимали участие в строительстве и монтаже электрических станций и металлургических предприятий Донбасса. Таким образом, профессиональное обучение в процессе конкретного производства превратило систему трудовых резервов в важный канал изготовления материальных ценностей и военного снаряжения.

В первые послевоенные годы партией ставилась задача обеспечить рост промышленности втрое по сравнению с довоенным уровнем, увеличить годовой выпуск рабочих из школ ФЗО, ремесленных и железнодорожных училищ до 1,2 млн. человек, а всего подготовить за пятилетие 4,5 млн. молодых рабочих. Выполнение этих государственных решений требовало коренной перестройки учебных заведений трудовых резервов. Главное управление трудовых резервов было преобразованы в Министерство трудовых резервов СССР.

В 1947 г. на крупных предприятиях созданы учебно-курсовые комбинаты и учебные пункты,

открыты специальные учебные заведения для детей-сирот. Только в 1949 г. из детских домов в школы ФЗО и училища пришло 28,1 тыс. ребят. Ряд учебных заведений был специализирован для электротехнической, металлургической отраслей.[3]

Страницы: 1 2 3 

Окончание холодной войны и распад биполярной системы.
Двадцатый век вошел в историю человечества как эпоха глобальных потрясений, положившая начало принципиально новому этапу развития мирового сообщества. Падение Берлинской стены в ноябре 1989 г. символизировало не только распад биполярной системы, но и переход к иной структуре международных отношений, в которой независимой России наряду с ...

Деятельность ИНК между двух мировых войн и после завоевания независимости. Индийский Национальный конгресс в межвоенный период
Когда успехи Советской Армии в борьбе против гитлеровской Германии и ее сателлитов в Европе уже предопределили исход войны, в Индии началось оживление массового движения. Английское правительство, напуганное им, вновь начало переговоры с руководящими деятелями Национального конгресса. В это время часть лидеров Конгресса была уже освобож ...

Преобразовательная деятельность С. Ю. Витте : основные направления, итоги .
С. Ю. Витте родился в Тифлисе 17 июня 1849 года и воспитывался в семье своего деда А. М. Фадеева , тайного советника , бывшего в 1841-1846 годах саратовским губернатором , а затем членом совета управления Кавказского наместника и управляющим экспедицией государственных имуществ Закавказского края . Он происходил из малоизвестных обрусе ...