Начальное
профессиональное образование Советского Союза. Советская образовательная
доктрина начального профессионального образования в первой половине ХХ векаСтраница 1
Формирование начального профессионального образования в период развития капитализма в России (1861-1917 гг.) происходило на фоне реформ. Этот период отличался ускоренным дорожным строительством, детерминировавшим появление нового типа профессионально-технических учебных заведений – железнодорожных училищ (ЖУ). Они готовили технических и строительных специалистов для железнодорожных разъездов и станций.
Через призму освоения истории женского профессионального образования необходимо отметить, что в 1860 г. было принято «Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения». По истечении трех лет со времени подписания этого документа была открыта Острогожская школа женских рукоделий. На 1 января 1901 г. в России всего насчитывалось 129 небольших женских профессиональных училищ с числом обучающихся 9920 человек. Большинство из них было открыто по частной инициативе и на личные сбережения учредителей. Разработка и утверждение в 1888 г. «Основных положений о промышленных училищах» стала первой попыткой заложить фундамент стройной системы начального профобразования, устанавливавших три типа промышленных учебных заведений:
1) средние технические училища;
2) низшие технические училища;
3) ремесленные училища.
Были разработаны примерные учебные планы и программы, утверждены уставы.
К началу XX в. по России сформировались специальные учебные заведения, которые носили разнотипный и разрозненный характер, самостоятельно устанавливали сроки обучения, вырабатывали учебные планы и программы.
Первые годы советского периода ушли на выработку четкой государственной политики в области начального профобразования. Советское правительство приступило к коренной ломке старого аппарата просвещения. Первым органом управления системой образования диктатуры пролетариата стала созданная ленинским декретом от 9 ноября 1917 г. Государственная комиссия по просвещению. На ее заседании был сформирован отдел профессионального образования Наркомпроса, в который вошли Н.К. Крупская, Ф.В. Ленгник и И.Н. Кузьмин.
Наркомпрос 23 февраля 1918 г. принял постановление о переходе в его ведение всех учебных заведений, ведомств, организаций и частных лиц, закрепленное декретом Совнаркома. В ряде выступлений этого периода Н.К. Крупская сформулировала важнейшие принципы социалистической реорганизации профессионального образования.[1]
Однако, как показало исследование, конкретные вопросы организации начального профобразования вызвали серьезные разногласия. Представители старой технической школы, некоторые руководители хозяйственных органов выступили против объединения в одних учебных заведениях общего и профессионального образования, отстаивали многотипность профессиональной школы, настаивали на раннем привлечении молодежи к профобразованию.
Представитель Наркомпроса М.Н. Покровский в июне 1918 г. на Чрезвычайном совещании руководящих кадров профессионального и технического образования вновь изложил принципиальные позиции Советской власти в области профессионального образования, разъяснил сущность ленинского декрета. Но руководители совещания — профессора В.И. Гриневецкий, Д.С. Зернов и другие выступили против передачи профтехшколы в ведение Наркомпроса, настаивали на отмене декрета, требуя, по существу, невмешательства государства и партии в дело профессионального образования. Против объединения учебных заведений под руководством Наркомпроса выступали и работники некоторых ведомств.
После этого циркуляром Отдела единой трудовой школы Наркомпроса от 30 октября 1918 г. технические, ремесленные училища, ремесленные школы, торговые, коммерческие, сельскохозяйственные школы преобразованы в единую трудовую школу и технические учебные заведения повышенного типа. Фактически такое решение привело к упразднению начального профобразования, передаче профшкол в разные ведомства.
Историческая необходимость реформ
Внешняя политика России до Петра I руководствовалась не случаем, а древней исторической традицией. Еще в XIII веке создались те международные обстоятельства, которые в течение последующих пяти веков определяли внешнюю, а во многом и внутреннюю политику России:
· В XIII веке на восточном побережье Балтики появились немцы. Они оттесняют ...
Глава II.
Быт славян вначале был, несомненно, племенной. На первых страницах летописец постоянно называет их по племенам; но, читая летопись далее, мы видим, что имена полян, древлян, вятичей и т. п. постепенно исчезают и заменяются рассказами о волостях: "Новгородци бо изначала и Смоляне и Кыяне и Полочане и вся власти (то есть волости), я ...
Завоевание ацтекского государства: основные события
Утром 18 апреля 1519 года в бухту близ о. Сан-Хуан-де-Улоа, что на берегу Мексиканского залива, стремительно вошли 11 испанских каравелл. Это был поход на материк, возглавляемый Эрнаном Кортесом. Высадка началась на другой день. Испанцы сошли на берег со всем своим вооружением и лошадьми и устроились на берегу.
По приказу правящего в т ...
