Начальное профессиональное образование Советского Союза. Советская образовательная доктрина начального профессионального образования в первой половине ХХ века
Страница 2

История » Ремесленные и фабрично-заводские училища в СССР в первой половине ХХ века » Начальное профессиональное образование Советского Союза. Советская образовательная доктрина начального профессионального образования в первой половине ХХ века

Однако военная обстановка требовала мобилизации сил для решения первоочередных задач хозяйственного строительства, преодоления острого дефицита квалифицированной рабочей силы в ведущих отраслях промышленности и транспорта. В результате чего стала очевидной ошибочность линии на свертывание начального профобразования. Особую заинтересованность в изменении положения проявили профсоюзы. По их инициативе в декабре 1918 г. была сделана попытка создать единый центр начального профобразования — Государственный комитет по профессиональному образованию. Его возглавил секретарь ВЦСПС С.А. Лозовский.

Важную роль в определении принципиальных позиций в области строительства профессиональной школы и перемене политики Наркомпроса сыграла Программа партии, принятая на VIII съезде РКП(б). В ней сформулированы задачи государства в области начального профобразования. В апреле 1919 г. в Наркомпросе была создана Секция начального профобразования, а в январе 1920 г. декретом Совнаркома на ее основе создан Главный комитет профессионально-технического образования (Главпрофобр), его возглавил А.В.Луначарский. В этом же году по инициативе Главпрофобра Наркомпросом принята «Декларация о профессионально-техническом образовании в РСФСР», а на 2-й сессии Совета профтехобразования утверждена «Основная схема профессионально-технического образования в РСФСР».

В октябре 1920 г. комсомол, изучив деятельность существовавших профшкол, выдвинул идею создания школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ)

и передачи управления ими Главпрофобру. По данным Наркомпроса к концу 1920 г. в стране насчитывалось 24 школы ФЗУ. Принятое решение потребовало введения некоторого единообразия в содержание учебного процесса в школах ФЗУ, что и было сделано.

Необходимо обратить внимание на то, что укрепление хозяйственных основ Советского государства, установление строгого режима экономии и хозрасчета привели к сокращению нерентабельных предприятий, уменьшению численности рабочих, закрытию части профтехшкол, школ ФЗУ, курсов. В июле 1921 г. Совет Труда и Обороны принял декрет «О рабочих-подростках в связи с сокращением штатов в промышленности и на транспорте». Были установлены нормы брони, обеспечивающие планомерный приток молодежи в производство и школы ФЗУ.

С декабря 1925 г. страна взяла курс на индустриализацию. Школы ФЗУ, ориентированные на подготовку рабочего-универсала, не могли удовлетворить новые потребности промышленности. Началось укрупнение профтехшкол и расширение их сети, упорядочение учебных планов и программ, перечня подготавливаемых профессий, сроков обучения, развернулась борьба за повышение экономичности подготовки рабочих.

В связи с введением в стране пятилетнего планирования в 1928 г. было решено усовершенствовать руководство начальным профобразованием. В ведение ВСНХ СССР и союзных республик переданы школы ФЗУ, низшие профтехшколы и кустарно-ремесленное образование, а к Наркомтруда перешла подготовка строительных рабочих. Преобразования в деревне потребовали мер по укреплению и развитию профшкол и учебных мастерских сельской местности. По мере завершения к 1933 г. социалистической реконструкции народного хозяйства, молодежь составляла более 40% рабочих, а удельный вес выпускников школ ФЗУ и профшкол среди новых пополнений достиг 70%.[2]

Однако разобщенность организационно-методического руководства подготовкой квалифицированных рабочих кадров не позволяла решать поставленные задачи. К этому времени школы ФЗУ оказались в ведении 21 наркомата и ведомства, они были превращены в цех базового предприятия и готовили рабочие кадры, ориентируясь на текущие нужды производства. В результате не учитывались перспективы развития народного хозяйства в целом, отдельных отраслей, потребности новостроек, где особенно ощущалась нехватка квалифицированных рабочих.

Страницы: 1 2 3

Наступление на общину
Опубликование указа 9 ноября 1906 г. было сигналом для развертывания беспощадного наступления на общину. Непосредственную реализацию указа осуществляло министерство внутренних дел, во главе которого стоял Столыпин. В ход был пущен весь аппарат местной администрации, не говоря уже о землеустроительных комиссиях. Проведение столыпинской « ...

Хорватия борьба за границы
В Хорватии первые многопартийные выборы прошли в два тура в апреле и мае 1990 г. Находившиеся у власти коммунисты их проиграли. Убедительную победу одержала радикально настроенная национальная партия Хорватское демократическое содружество (ХДС), которая получила абсолютное большинство мест в парламенте. Лидер этой партии Франьо Туджман ...

"Жалованная грамота городам"
Одновременно с Жалованной грамотой дворянству была издана Грамота на права и выгоды городам Российской империи или Жалованная грамота городам. Подобно дворянскому, городское общество рассматривалось как юридическое лицо, пользующееся корпоративными правами, главным из которых являлось право самоуправления. Его первичным органом было гор ...