Начальное профессиональное образование Советского Союза. Советская образовательная доктрина начального профессионального образования в первой половине ХХ века
Страница 2

История » Ремесленные и фабрично-заводские училища в СССР в первой половине ХХ века » Начальное профессиональное образование Советского Союза. Советская образовательная доктрина начального профессионального образования в первой половине ХХ века

Однако военная обстановка требовала мобилизации сил для решения первоочередных задач хозяйственного строительства, преодоления острого дефицита квалифицированной рабочей силы в ведущих отраслях промышленности и транспорта. В результате чего стала очевидной ошибочность линии на свертывание начального профобразования. Особую заинтересованность в изменении положения проявили профсоюзы. По их инициативе в декабре 1918 г. была сделана попытка создать единый центр начального профобразования — Государственный комитет по профессиональному образованию. Его возглавил секретарь ВЦСПС С.А. Лозовский.

Важную роль в определении принципиальных позиций в области строительства профессиональной школы и перемене политики Наркомпроса сыграла Программа партии, принятая на VIII съезде РКП(б). В ней сформулированы задачи государства в области начального профобразования. В апреле 1919 г. в Наркомпросе была создана Секция начального профобразования, а в январе 1920 г. декретом Совнаркома на ее основе создан Главный комитет профессионально-технического образования (Главпрофобр), его возглавил А.В.Луначарский. В этом же году по инициативе Главпрофобра Наркомпросом принята «Декларация о профессионально-техническом образовании в РСФСР», а на 2-й сессии Совета профтехобразования утверждена «Основная схема профессионально-технического образования в РСФСР».

В октябре 1920 г. комсомол, изучив деятельность существовавших профшкол, выдвинул идею создания школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ)

и передачи управления ими Главпрофобру. По данным Наркомпроса к концу 1920 г. в стране насчитывалось 24 школы ФЗУ. Принятое решение потребовало введения некоторого единообразия в содержание учебного процесса в школах ФЗУ, что и было сделано.

Необходимо обратить внимание на то, что укрепление хозяйственных основ Советского государства, установление строгого режима экономии и хозрасчета привели к сокращению нерентабельных предприятий, уменьшению численности рабочих, закрытию части профтехшкол, школ ФЗУ, курсов. В июле 1921 г. Совет Труда и Обороны принял декрет «О рабочих-подростках в связи с сокращением штатов в промышленности и на транспорте». Были установлены нормы брони, обеспечивающие планомерный приток молодежи в производство и школы ФЗУ.

С декабря 1925 г. страна взяла курс на индустриализацию. Школы ФЗУ, ориентированные на подготовку рабочего-универсала, не могли удовлетворить новые потребности промышленности. Началось укрупнение профтехшкол и расширение их сети, упорядочение учебных планов и программ, перечня подготавливаемых профессий, сроков обучения, развернулась борьба за повышение экономичности подготовки рабочих.

В связи с введением в стране пятилетнего планирования в 1928 г. было решено усовершенствовать руководство начальным профобразованием. В ведение ВСНХ СССР и союзных республик переданы школы ФЗУ, низшие профтехшколы и кустарно-ремесленное образование, а к Наркомтруда перешла подготовка строительных рабочих. Преобразования в деревне потребовали мер по укреплению и развитию профшкол и учебных мастерских сельской местности. По мере завершения к 1933 г. социалистической реконструкции народного хозяйства, молодежь составляла более 40% рабочих, а удельный вес выпускников школ ФЗУ и профшкол среди новых пополнений достиг 70%.[2]

Однако разобщенность организационно-методического руководства подготовкой квалифицированных рабочих кадров не позволяла решать поставленные задачи. К этому времени школы ФЗУ оказались в ведении 21 наркомата и ведомства, они были превращены в цех базового предприятия и готовили рабочие кадры, ориентируясь на текущие нужды производства. В результате не учитывались перспективы развития народного хозяйства в целом, отдельных отраслей, потребности новостроек, где особенно ощущалась нехватка квалифицированных рабочих.

Страницы: 1 2 3

Погромные годы
Почему мать с малолетним ребенком на руках решила после Февральской революции покинуть Первопрестольную? Ответ на этот вопрос частично дал сам Андропов, рассказав в 1939 году в объяснительной о погроме 1915 года, который не пережил его якобы приемный дед. Разгул военного "патриотизма", как теперь выясняется, пережили и сам Юри ...

Реформы Столыпина. Направление, итоги и значение аграрной реформы
С аграрной реформой этого периода русской истории тесно связано имя Петра Аркадьевича Столыпина, который и был, по существу, главным руководителем, организатором и исполнителем всех преобразований в области сельского хозяйства и землепользования. Так, Ерофеев Б.В. считает, что по своей глубине, масштабности, системности, содержательнос ...

Источники и историография
Недавно - 1 августа 2004 года человечество отметило печальную дату - 90-летие со дня начала Первой мировой войны, унесшей 10 млн человеческих жизней. Толчком к войне, порожденной острейшими экономическими и политическими противоречиями между державами, стало событие 28 июня 1914 г., когда в боснийском городе Сараево членами конспиратив ...