Начальное
профессиональное образование Советского Союза. Советская образовательная
доктрина начального профессионального образования в первой половине ХХ векаСтраница 2
Однако военная обстановка требовала мобилизации сил для решения первоочередных задач хозяйственного строительства, преодоления острого дефицита квалифицированной рабочей силы в ведущих отраслях промышленности и транспорта. В результате чего стала очевидной ошибочность линии на свертывание начального профобразования. Особую заинтересованность в изменении положения проявили профсоюзы. По их инициативе в декабре 1918 г. была сделана попытка создать единый центр начального профобразования — Государственный комитет по профессиональному образованию. Его возглавил секретарь ВЦСПС С.А. Лозовский.
Важную роль в определении принципиальных позиций в области строительства профессиональной школы и перемене политики Наркомпроса сыграла Программа партии, принятая на VIII съезде РКП(б). В ней сформулированы задачи государства в области начального профобразования. В апреле 1919 г. в Наркомпросе была создана Секция начального профобразования, а в январе 1920 г. декретом Совнаркома на ее основе создан Главный комитет профессионально-технического образования (Главпрофобр), его возглавил А.В.Луначарский. В этом же году по инициативе Главпрофобра Наркомпросом принята «Декларация о профессионально-техническом образовании в РСФСР», а на 2-й сессии Совета профтехобразования утверждена «Основная схема профессионально-технического образования в РСФСР».
В октябре 1920 г. комсомол, изучив деятельность существовавших профшкол, выдвинул идею создания школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ)
и передачи управления ими Главпрофобру. По данным Наркомпроса к концу 1920 г. в стране насчитывалось 24 школы ФЗУ. Принятое решение потребовало введения некоторого единообразия в содержание учебного процесса в школах ФЗУ, что и было сделано.
Необходимо обратить внимание на то, что укрепление хозяйственных основ Советского государства, установление строгого режима экономии и хозрасчета привели к сокращению нерентабельных предприятий, уменьшению численности рабочих, закрытию части профтехшкол, школ ФЗУ, курсов. В июле 1921 г. Совет Труда и Обороны принял декрет «О рабочих-подростках в связи с сокращением штатов в промышленности и на транспорте». Были установлены нормы брони, обеспечивающие планомерный приток молодежи в производство и школы ФЗУ.
С декабря 1925 г. страна взяла курс на индустриализацию. Школы ФЗУ, ориентированные на подготовку рабочего-универсала, не могли удовлетворить новые потребности промышленности. Началось укрупнение профтехшкол и расширение их сети, упорядочение учебных планов и программ, перечня подготавливаемых профессий, сроков обучения, развернулась борьба за повышение экономичности подготовки рабочих.
В связи с введением в стране пятилетнего планирования в 1928 г. было решено усовершенствовать руководство начальным профобразованием. В ведение ВСНХ СССР и союзных республик переданы школы ФЗУ, низшие профтехшколы и кустарно-ремесленное образование, а к Наркомтруда перешла подготовка строительных рабочих. Преобразования в деревне потребовали мер по укреплению и развитию профшкол и учебных мастерских сельской местности. По мере завершения к 1933 г. социалистической реконструкции народного хозяйства, молодежь составляла более 40% рабочих, а удельный вес выпускников школ ФЗУ и профшкол среди новых пополнений достиг 70%.[2]
Однако разобщенность организационно-методического руководства подготовкой квалифицированных рабочих кадров не позволяла решать поставленные задачи. К этому времени школы ФЗУ оказались в ведении 21 наркомата и ведомства, они были превращены в цех базового предприятия и готовили рабочие кадры, ориентируясь на текущие нужды производства. В результате не учитывались перспективы развития народного хозяйства в целом, отдельных отраслей, потребности новостроек, где особенно ощущалась нехватка квалифицированных рабочих.
Глава III.
У славян господствовала переложная (в лесостепях) и подсечно-огневая (в лесах) системы земледелия.
При ПЕРЕЛОЖНОЙ системе на участке выжигали траву и использовали удобренную золой землю до истощения. После этого участок забрасывали на 2 - 4 года, вплоть до полного восстановления травяного покрова. При лесном перелоге земля отдыхала 1 ...
Чем питались динозавры
Как и современные животные, большинство динозавров делились на травоядных, хищников (плотоядных) и всеядных. Но как узнать, к какой группе относился тот или иной динозавр?
Обнаружить внутри окаменевшего скелета остатки последнего обеда динозавра удаётся очень редко, так что учёным приходится определять вкусы динозавров по другим приз ...
Условия возникновения марксизма
Марксизм возник в 40-х годах XIX века. В это время происходило обострение социальных и экономических противоречий капитализма породивших потребность в создании научной теории. Возникновение учения К. Маркса было связано с определенным этапом развития общества вообще и его экономической базы в частности. Понимание особенностей этого пери ...