Начальное
профессиональное образование Советского Союза. Советская образовательная
доктрина начального профессионального образования в первой половине ХХ векаСтраница 2
Однако военная обстановка требовала мобилизации сил для решения первоочередных задач хозяйственного строительства, преодоления острого дефицита квалифицированной рабочей силы в ведущих отраслях промышленности и транспорта. В результате чего стала очевидной ошибочность линии на свертывание начального профобразования. Особую заинтересованность в изменении положения проявили профсоюзы. По их инициативе в декабре 1918 г. была сделана попытка создать единый центр начального профобразования — Государственный комитет по профессиональному образованию. Его возглавил секретарь ВЦСПС С.А. Лозовский.
Важную роль в определении принципиальных позиций в области строительства профессиональной школы и перемене политики Наркомпроса сыграла Программа партии, принятая на VIII съезде РКП(б). В ней сформулированы задачи государства в области начального профобразования. В апреле 1919 г. в Наркомпросе была создана Секция начального профобразования, а в январе 1920 г. декретом Совнаркома на ее основе создан Главный комитет профессионально-технического образования (Главпрофобр), его возглавил А.В.Луначарский. В этом же году по инициативе Главпрофобра Наркомпросом принята «Декларация о профессионально-техническом образовании в РСФСР», а на 2-й сессии Совета профтехобразования утверждена «Основная схема профессионально-технического образования в РСФСР».
В октябре 1920 г. комсомол, изучив деятельность существовавших профшкол, выдвинул идею создания школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ)
и передачи управления ими Главпрофобру. По данным Наркомпроса к концу 1920 г. в стране насчитывалось 24 школы ФЗУ. Принятое решение потребовало введения некоторого единообразия в содержание учебного процесса в школах ФЗУ, что и было сделано.
Необходимо обратить внимание на то, что укрепление хозяйственных основ Советского государства, установление строгого режима экономии и хозрасчета привели к сокращению нерентабельных предприятий, уменьшению численности рабочих, закрытию части профтехшкол, школ ФЗУ, курсов. В июле 1921 г. Совет Труда и Обороны принял декрет «О рабочих-подростках в связи с сокращением штатов в промышленности и на транспорте». Были установлены нормы брони, обеспечивающие планомерный приток молодежи в производство и школы ФЗУ.
С декабря 1925 г. страна взяла курс на индустриализацию. Школы ФЗУ, ориентированные на подготовку рабочего-универсала, не могли удовлетворить новые потребности промышленности. Началось укрупнение профтехшкол и расширение их сети, упорядочение учебных планов и программ, перечня подготавливаемых профессий, сроков обучения, развернулась борьба за повышение экономичности подготовки рабочих.
В связи с введением в стране пятилетнего планирования в 1928 г. было решено усовершенствовать руководство начальным профобразованием. В ведение ВСНХ СССР и союзных республик переданы школы ФЗУ, низшие профтехшколы и кустарно-ремесленное образование, а к Наркомтруда перешла подготовка строительных рабочих. Преобразования в деревне потребовали мер по укреплению и развитию профшкол и учебных мастерских сельской местности. По мере завершения к 1933 г. социалистической реконструкции народного хозяйства, молодежь составляла более 40% рабочих, а удельный вес выпускников школ ФЗУ и профшкол среди новых пополнений достиг 70%.[2]
Однако разобщенность организационно-методического руководства подготовкой квалифицированных рабочих кадров не позволяла решать поставленные задачи. К этому времени школы ФЗУ оказались в ведении 21 наркомата и ведомства, они были превращены в цех базового предприятия и готовили рабочие кадры, ориентируясь на текущие нужды производства. В результате не учитывались перспективы развития народного хозяйства в целом, отдельных отраслей, потребности новостроек, где особенно ощущалась нехватка квалифицированных рабочих.
Дела столичные
Николай Николаевич Муравьёв, хотя и занятый текущими губернаторскими обязанностями, настойчиво бил в одну и ту же точку: всеми возможными путями влиять на положительное разрешение амурской проблемы, всячески поддерживать действия Невельского хотя бы и, вопреки воли, добиваться расширения масштабов деятельности в низовьях Амура и создани ...
Укрепление власти Москвы в первой половине 16 века.
В новых титулах и церемониях, какими украшала или обставляла себя власть, особенно в генеалогических и археологических легендах, какими она старалась осветить свое прошлое, сказывались успехи ее политического самосознания.
В Москве стали чувствовать, что значительно выросли, и искали исторической и даже богословской мерки для определен ...
Формирование идеологии декабристов. Программы переустройства России
Особенности российской дворянской идеологии, отказ правительства Александра I от политики преобразований, патриотический подъем и идеи французских просветителей, заимствованные во время заграничных походов русской армии, стали субъективными причинами зарождения идеологии декабризма. Декабристы пытались разрешить две труднейшие задачи: и ...