Общественно-политическая жизнь
Страница 1

История » БССР в середине 50-х - 80-х гг. » Общественно-политическая жизнь

Окончание войны возродило большие надежды в обществе. У людей возникли ожидания на изменения в политической жизни, так как многие уже начали задумываться над дальнейшей судьбой социализма. Основу “критической массы” составляли бывшие участники войны, интеллигенция, молодежь, говорившие о необходимости реформирования политической системы и структуры власти в стране. Высказывались мысли об ограничении сроков нахождения на выборных должностях, введении соревнования кандидатов при выборах в Советы, недопустимости подмены политического руководства административным. Но стихийный протест против господствовавшей системы, шедший снизу, начал быстро угасать, так как победила жесткая линия, направленная на усиление тоталитаризма.

В Беларуси, как и во всей стране, полностью сохранилась старая политическая система, в которой административные функции осуществляла коммунистическая партия. Несмотря на то, что сразу после войны прошла отчетно-выборная кампания и сменилось партийное руководство, методы ее работы остались неизменными. На руководящие посты назначались лица, к Беларуси никакого отношения не имевшие. В 1953 г. Только 6,2% руководителей республиканской партийной организации составляли представители коренной национальности. Первыми секретарями ЦК компартии Беларуси в 1945-1956 гг. были П. Пономаренко, Н. Гусаров, Н. Патоличев, котрых направили из Москвы. В таких условиях усилилась жесткая партийная централизация, что влияло на общественно-политическую жизнь.

Советы как органы государственной власти должны были заниматься восстановлением народного хозяйства и улучшением условий жизни. Однако они полностью находились под контролем партийного аппарата и реальной властью не обладали. Верховный Совет БССР действовал номинально. Все законодательные акты и указы перед принятием проходили экспертизу в ЦК КП(б)Б. Порядок работы сессий, вопросы, выносимые на обсуждение, процедура и ход выборов, кандидатуры кандидатов также согласовывались.

Специфической оставалась роль профсоюзов, комсомола и других общественных организаций, входивших в политическую систему. Часто они занимались несвойственными им функциями, выполняли волю власти и направляли усилия трудящихся на выполнение очередных задач.

Тенденция массовых репрессий имела тенденцию к расширению. Репрессивный аппарат НКВД считал, что все, кто находился во время войны на оккупированной территории и не принимал участия в партизанской борьбе, являются предателями. Поэтому в тюрьмах без всяких на то оснований оказались многие партизанские связные, подпольщики и военнопленные. Произошли повторные аресты лиц, осужденных ранее и уже понесших наказание. Особенно напряженное положение сложилось в Западной Беларуси, где после войны действовали отряды Армии Крайовой и проходила коллективизация. Маховик репрессий был остановлен только после смерти И. Сталина в 1953 году.

Начавшаяся либерализация, а также взятый курс на проведение политики реформ и оздоровление морально-политического климата в стране вызвали большие надежды на скорые перемены в обществе. В республике восстанавливалась социалистическая законность, началась реабилитация жертв культа личности Сталина. Одновременно осуществлялись реформы, направленные на усовершенствование политической системы и демократиазацию[[1]].

В деятельности Компартии Беларуси, профсоюзов, комсомола углублялась коллегиальность и предпринимались шаги к привлечению трудящихся к их работе. В 1962 году произошла перестройка общественных и государственных организаций Беларуси по производственному принципу. Но когда выяснилось, что эта реорганизация не принесла положительных результатов, в 1964 г. был восстановлен территориально-производственный принцип их построения. Изменения затронули и органы государственной власти. В 1957 году было принято постановление, направленное на улучшение деятельности Советов в экономике и общественно-политической жизни. В результате Советы получили более широкие права. В практике их работы, особенно после 1961 г., большое значение приобрели многочисленные комиссии, к участию в которых на общественных началах привлекались представители рабочих, крестьянства и интеллигенции.

Страницы: 1 2

Политическая деятельность первых московских князей.
Одним только географическим положением столицу не создать. Историю делают люди. Поэтому не менее важной в укреплении Москвы представляется и роль личностей первых московских правителей. Как город новый и окрайный, Москва досталась одной из младших линий Всеволодова племени. Поэтому московский князь не мог питать надежды дожить до старш ...

Крестьянство
Социальная структура крестьянства не претерпела кардинальных изменений. Общей тенденцией для всех групп крестьян был рост прямых и косвенных повинностей и уменьшение земельных наделов. Этот процесс коснулся не только, частновладельческих, но и королевских (государственных) крестьян. При этом, как правило, барщина во многих имениях уже ...

Выводы
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод об особенностях перехода России к рыночным отношениям. К 1998 году Россия была в уникальном положении. При изобилии природных ресурсов государство было нищим. Правительство практически бесплатно раздавало свои ценнейшие активы, но не было в состоянии платить пенсии и пособия по ...