Процесс преобразования социально-экономической политики
Страница 3

История » Становление индийской государственности в постколониальный период » Процесс преобразования социально-экономической политики

Экономические и финансовые органы государства, проводя меры по регулированию и контролю, опирались на ряд специальных законов: 1947 году – о контроле над выпуском акций и валютно-импортном контроле; 1949 году – о регулировании деятельности банковской системы, 1951 году – о развитии и регулировании промышленности, который, в частности, предусматривал лицензирование создания новых и существенное расширение действующих предприятий; 1955 году – о контроле над ценами на основные товары на внутреннем рынке; – о промышленных камланиях, который ограничил деятельность управляющих агентств, и ряд других законодательных актов.

Наряду с регулированием и контролем частного сектора государство осуществляло прямое стимулирование частнокапиталистического предпринимательства. На это были направлены специальные мероприятия в области политики цен, установления протекционистских тарифов, льготы по налогообложению. Важнейшую роль сыграли различные государственные и полугосударственные инвестиционные институты, обеспечившие кредитование промышленного развития: Промышленно-финансовая корпорация Индии, созданные после 1951 года финансовые корпорации штатов, Национальная корпорация промышленного развития. В 1955 году был национализирован крупнейший частный коммерческий банк – Имперский банк, переименованный в Государственный банк, а в 1964 году открыт специальный Государственный банк промышленного развития Индии. В целом за 1956–1966 годах частные предприниматели получили от государства финансовую помощь в размере около 9 млрд. рупий. Для финансирования мелкой промышленности была создана специальная национальная корпорация. Помимо оказания финансовой помощи государство обеспечивало существенную поддержку как мелкому механизированному, так и ручному промышленному производству в снабжении оборудованием, сырьем, сбыте готовой продукции. Государственная помощь способствовала накоплению капитала как в высших, так и в низших капиталистических укладах.

Мероприятия по регулированию и стимулированию национального производства, проведенные правительством, вызвали серьезные изменения в масштабах и направлении капиталовложении в экономику страны. Капиталовложения в основные фонды промышленных предприятий за 1948–1962 годах выросли с 9,1 млрд. до 36 млрд. рупий. Большая часть всех новых инвестиций была направлена в тяжелую индустрию – черную и цветную металлургию, машиностроение, нефтепереработку, химию, производство строительных материалов и электроэнергии. Главную направляющую роль в начавшейся индустриализации страны играло государство. Участие государства в крупном предпринимательстве привело к созданию в Индии новых отраслей производства, заложивших базу для воспроизводства на национальной основе. Результатом государственно капиталистических мероприятий, в том числе планирования, были опережающие темпы роста государственного сектора. Доля государственного сектора в валовой продукции всей промышленности составляла к 1966 году около 18%. Индустриализация Индии вызвала противоречивые тенденции в экономическом развитии страны. После завершения первого пятилетнего плана, в ходе выполнения которого были ликвидированы главные отрицательные последствия раздела колониальной Индии в сфере экономики, был взят курс на индустриализацию страны путем преимущественного развития государственного сектора. В новом «Решении правительства Индии о промышленной политике» от 30 апреля 1956 года значительно расширился по сравнению с Декларацией 1948 году круг отраслей, в которых государство получало исключительное шли преимущественное право предпринимательства. Однако уже в конце 50-х – начале 60-х годов под давлением крупной национальной буржуазии стали делаться значительные отступления в пользу частного сектора.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Итоги и последствия Смуты
Россия в начале 17 в. находилась в состоянии глубокого цивилизационного кризиса, который назрел в стране после правления Ивана Грозного и проявился в династическом, политическом и экономическом кризисах. Смутное время принесло стране несколько альтернатив развития и поставило новые вопросы: о легитимности власти, о самозванстве. После С ...

От сталинской модели социализма к социалистическому самоуправлению (1945-начало 1950-х гг.)
В своей внутренней политике КПЮ исходила из того, что только развитие по социалистическому пути как в СССР позволит Югославии быстро догнать экономически развитые государства мира. И не только достаточно привлекательный с точки зрения цивилизационного рывка пример Советского Союза, но и объективная экономическая отсталость страны, аграр ...

Реформы Столыпина. Направление, итоги и значение аграрной реформы
С аграрной реформой этого периода русской истории тесно связано имя Петра Аркадьевича Столыпина, который и был, по существу, главным руководителем, организатором и исполнителем всех преобразований в области сельского хозяйства и землепользования. Так, Ерофеев Б.В. считает, что по своей глубине, масштабности, системности, содержательнос ...